Зерно может прорасти в насыщенной осколками и пулями земле. Река может полюбить своё новое русло. Но разве может женщина, потерявшая сына и мужа, начать жизнь сначала?..
Было детство. Галя любила свою деревеньку Печки, она в Навлинском районе, маму, отца, братьев… Пришло время, дети разлетелись из родного дома: брат Володя работает в подмосковных нефтепроводах «Дружба», другой — Александр — тракторист в ОАО «Снежка»; у них свои семьи. А она, Галина, самая старшая, после школы поступила в Брасовский сельхозтехникум – на бухгалтера. Остались в деревеньке мама Наталья Сафроновна и отец Егор Дмитриевич, вечные колхозные труженики.
В маме – море жизни. Плясунья. Певунья. Вязала и вышивала. Галя как-то попросила: «Мам, отдай мне вышивку…», и та отдала, и дочь хранит. Взглянет – душа оживает: цветы, деревья, птицы, слова, вышитые на скатертях, наволочках и полотенцах, словно напевы материнские…
У отца – орден Знак Почета, медаль ВДНХ СССР: за большие урожаи и прежде всего – за выращивание моркови в колхозе. А плясун и певун был – вровень с матерью. Да еще играл лихо на гармони.
Где же те дивные деревенские вечера, когда вся семья была в сборе? За семейным застольем первой запевала мама. Её любимая — «Куда бежишь, тропинка милая?»
Володя со своей Людмилой «подарили» родным внука Колю. А Саша с Наташей – Марину и Павлика. Галя в техникуме познакомилась с Владимиром. Учился на электромонтера. Поженились. С дипломами поехали работать на родину мужа – в Вельяминово, на птицефабрику за Карачевом. Володя был электромонтером, Галя – техником гаража. Их было восемь подружек из Печек, окончивших техникум, но в сельском хозяйстве осталась работать только одна она.
3 июня 1976 года родился первенец, назвали Андреем. Исстари ведётся, что если называть детей на первые буквы алфавита, они будут счастливы, удачливы во всём.
Прошло два года. Решили переехать в Брянский район, устроились на птицефабрику «Снежка». Галя сначала работала здесь оператором в цехе инкубации, потом перешла в бухгалтерию. И вот – 40 лет в этом агрохолдинге. Из них 30 — в профкоме. Года три руководила профкомом фабрики. Имеет Почетные грамоты ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса Росптицесоюза.
А Володя трудился электриком. Тоже был мастер на все руки. Ценили его. Уважали.
Здесь, в Путевке, родилась у них дочь Наташа. Ныне она – инженер по организационно-управленческой работе в ООО «Дом Уют сервис» (общество обслуживает многоквартирные дома в Путевке), а начинала техником-нормировщиком в гараже «Снежки». Довелось ей потрудиться и в Брянской обладминистрации. Её сын Андрюша, названный в честь погибшего брата, скоро закончит Снежскую школу. В бабушку с дедушкой пошел: песенный, веселый. Да еще мозговитый в компьютерах. Помышляет о техуниверситете. А Наташа научилась у мамы вязать крючком шляпы, салфетки… И дарит их всем.
Любит Галина Егоровна землю, благо, есть огород, где и малина, и крыжовник, и земляника с клубникой. Праздник цветов – с весны до поздней осени. Тюльпаны, нарциссы, георгины, гладиолусы… Дочь с внуком всегда помогали ей выращивать эту красоту.
В бухгалтерии «Снежки» – много цветов. У Галины Егоровны, старшего бухгалтера отдела труда и зарплаты, — своя коллекция кактусов. Полюбила их за жизнестойкость, за то, что отдельные из них могут жить несколько веков. Представьте, она подарит внуку Андрюшке один из кактусов, а он потом – своему сыну, а тот – своему. Удивительные экзоты! В честь лафофоры-пиотль когда-то в Мексике возводили храмы: этот неприметный на вид кактус обладает чудодейственной силой, помогает возрождать энергию души, обновлять, обострять чувства… Галина Егоровна дарит кактусы друзьям. А какая она хозяюшка: очень вкусно готовит всякие блюда. Бухгалтер Светлана Владимировна Романченко ( ее стол рядом) по запаху может определить, когда добрая, милая Егоровна будет угощать коллег-подруг новыми редкими салатами… По-семейному, хлебосольно, от души.
После проводов сына в армию для Галины Егоровны исчезли все глаголы, кроме одного – ЖДАТЬ!
14 декабря 1995 года Андрей Галицин погиб в Чечне… Два минометных взвода полегли в котловане, и только через двенадцать дней их тела доставили в часть. 30 декабря Андрея привезли в Путевку. 31-го похоронили…А через полгода рядом похоронили отца. Совсем еще молодого – жить бы да жить. Но какая жизнь без сына?!
С мемориальной доски в Снежской школе смотрит на Галину Егоровну ее сын. Смотрит на мир добрыми, светлыми глазами… Каждый год, в день гибели Андрея, учителя с учениками приходят на его могилу, и она – в живых цветах, а в школе – вечера в честь Андрея… 3 июля 2014 года ему бы исполнилось 38 лет. Его подруга Люда всякий раз подолгу стоит у могилы Андрея, кладет в изголовье полевые ромашки. Андрей любил Люду с ромашковой нежностью, они и гадали о счастье на ромашках. У Андрея были на ладонях длинные линии жизни…
Рядом с ней – дочь. Людмила замужем за другим. А ведь такая же дочь могла быть и у них с Андреем. И – сын…
Там, где служил Андрей, — на постаменте БТР. И – фамилии всех погибших 14 декабря 1995 года солдат. Галина Егоровна с Наташей были на открытии памятника ее сыну и его боевым друзьям.
Я был в Чечне. Среди чеченцев у меня много друзей. В Грозном – Султан Тельхигов и Зарема Магазиева, в Гудермесе – Марьям Иризбаева, в Серноводске — Дано Губанова, в Урус-Мартане – Докка Ицлаев… Все мы – правозащитники Правозащитного центра «Мемориал». И все мы натыкаемся на надолбы памяти: зачем понадобились десятки тысяч жизней, ушедших в небытие? А сколько калек? Зачем и почему? Не легче ли было «верхам» искать мира в Чечне без двух жесточайших войн?!
3 декабря 1995 года у Андрея Галицина истек срок армейской службы. Ему — всего лишь девятнадцать с половиной лет. Впереди — целая жизнь! Андрей и его боевые друзья отслужили своё, пора домой. А кто за всю службу не был в отпуске, как Андрей, тех командир обещал демобилизовать раньше. Но не прибыла новая смена солдат, и 14 декабря «дембелей» — в страшный, кровопролитный бой! Поистине — героический! У них и мысли не было взбунтоваться: мол, отслужили свое — пора домой, мы уже должны быть с родными, за семейным застольем, с любимыми девушками, с друзьями, пусть послужат другие…
Есть подвиг гражданский, есть культурный, но есть святее святых – подвиг, связанный с риском для жизни, для защиты Родины. Именно такой подвиг и совершил в Великую Отечественную Пётр Галицин, чудом остался в живых. И внук его Андрей Галицин знал и помнил о его подвиге… И остался верен подвигу деда.
Я в Путевке, иду улицей имени Андрея Галицина. Мало кому из стран, как России, выпадало равное на роду. Отечество, сколько у тебя могил героев? Скольким матерям не вернули бесконечные войны сыновей? Вот и нынешняя война, за Новороссию…Безвинно гибнут там русские люди, заживо горят в разъяренном пламени. Отсутствие памяти – апокалипсис нашего века?
Реки не текут вспять. Но Андрей Галицин должен быть живым. Живым – в наших душах. Он начинал работать на «Снежке». Отсюда ушел служить. Сюда же хотел вернуться. Он – наш Герой. Как и тысячи погибших его ровесников. Это наши мальчишки, неприметные и великие, ставшие вровень с героями Великой Отечественной…
Время неумолимо: недавно коллеги проводили Галину Егоровну на отдых. Почти вся её трудовая жизнь прошла на «Снежке». Но надо жить дальше. А как жить? С вечной болью? Не изжить этой боли. Никогда, никогда! Но — зачем? Зачем эти проклятые войны?! Не менее велик и священен ее подвиг — подвиг матери… Всех матерей, благословивших своих сыновей на защиту Отечества. Не зарастают их раны.
Побывайте у матери в доме,
Навестите родную мою.
Чтобы знала она: кто-то помнит
Обо мне в моем тихом краю.
Погрустите и вы над могилой,
Принесите цветов полевых.
Чтобы пахло мне Родиной милой
На дорогах моих неземных.
Николай ПОЛЯКОВ,
помощник депутата Брянского райсовета, руководитель Брянского регионального представительства
Правозащитного центра «Мемориал».
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!