Супоневская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Н.И. Чувина

История МБОУ «Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н.И. Чувина», старейшего образовательного учреждения Брянского района, – это во многом история России. Она уводит нас далеко-далеко, в 19 век, в 1840 год, когда на государственные средства в селе была построена первая церковно-приходская школа (ЦПШ), так как с развитием товарно-денежных отношений, а во 2-й половине 19 века — капиталистических отношений, в с. Супонево, как и везде в стране, росла нужда в грамотных людях. Согласно Правилам о церковно-приходских школах,  находилась она в непосредственном ведении Орловского епархиального училищного совета.

 

Открытие школы было торжественным. Вот что говорится в дневнике приходского священника об этом очень важном для жителей села событии: «В назначенный день, по ранее данному известию, отцы и матери собрались в 8 часов утра в школу. Здесь был отслужен молебен с водосвятием, положенный на сей случай Уставом церкви. Присутствующие здесь все усердно и искренно молились Господу Богу. В конце молебна священник обратился сначала к родителям, а затем к детям с напутствием: «Обращаюсь к вам, милые и добрые дети, с отеческим наставлением. Вы теперь мои ученики, то должны всегда слушать меня и внимать мне в том, чему я буду учить вас. Скажу вам: молитесь Господу Богу и благодарите за то, что вы сделались учениками… Смотрите же, дети, будьте внимательны и усердны к учению; а если будете таковыми, то будете и счастливыми: много полезного и доброго может дать вам учение, и то, что вы узнаете в школе, пригодится вам на всю вашу жизнь».

Школа была одноклассной с двухгодичным сроком обучения. Учили в ней чтению, письму, четырем действиям арифметики, Закону Божьему. Закон Божий преподавали, как правило, два раза в неделю. Молились за царя и учителя. Если позволяли способности педагога, преподавались рукоделие и церковное пение. Дети знакомились с рассказами по истории Российского государства, учились объяснять явления окружающего мира, а также некоторым важным прикладным умениям и навыкам, необходимым в дальнейшей жизни.

В школу ходили с холщовыми сумками, в которых носили выданные учителями книги. В первом классе писали на грифельной доске, в старших – в тетрадях.  За неповиновение воспитанников подвергали телесным наказаниям: ставили в угол на колени на горох, камешки или гречиху. Детьми школьного возраста считались дети 8-11 лет, но учились ребята постарше. Многие ученики оставляли школу, проучившись лишь один-два года, едва освоив грамоту. Главная причина — нужда, которая заставляла рано отрывать детей от школы к работам по хозяйству и присмотру за младшими братьями и сёстрами. Дети были плохо одеты. Ходили в школу в лаптях (а у кого не было, прибегали босиком даже зимой), в полотняных некрашеных  штанишках и рубахах, в отцовских полушубках и пиджаках из крестьянского сукна. Ученики, как правило, не имели возможности заниматься у себя дома — тесные и тёмные крестьянские избы мало подходили для учебных занятий. Поэтому в  школе не было домашних заданий.

Первым учителем Супоневской церковно-приходской школы был священник Александр Крескентович Булгаков, который учительствовал 27 лет, до августа 1867 года, совмещая преподавание со священнической деятельностью. Благодаря стараниям А.К. Булгакова школа была одной из лучших в Брянском уезде, образцовой по успеваемости, дисциплине и внутреннему содержанию. За усердные труды в звании наставника Супоневской ЦПШ А.К. Булгаков был награждён орденом Святой Анны 3-й степени.

Вместе с Булгаковым, занимая с 1861 года должность помощника наставника, а с 1868 года — учителя, успешно работал в школе дьякон Георгиевской церкви Михаил Яковлевич Руднев, которому в 1870 году решением губернского училищного совета было запрещено навсегда заниматься учительской деятельностью «по причине вольнодумства».

Почти 18 лет своей жизни посвятил делу народного просвещения настоятель Супоневской сельской церкви Алексей Алексеевич Золотов, который с 1867 по 1870 год состоял в должности смотрителя церковно-приходских школ, после их преобразования в 1870 году в начальные народные училища — настоятеля Супоневского училища, а в 1877 году был утверждён в нём учителем Закона Божьего.

Учебный год в Супоневском училище начинался 16 октября и длился 113 дней, заканчиваясь 1 мая.  Школа шла навстречу интересам крестьян: дети должны были помогать родителям в весенних и осенних полевых работах. Зато потом они занимались очень напряженно, по пять учебных часов в день. Все три группы – младшая, средняя и старшая – занимались вместе в одной комнате. Так что одна группа усваивала вслух азбуку, другая хором зубрила молитву, а третья корпела над решением арифметической задачи. Таким образом, методы обучения резко отличались от принятых в современной школе. Однако обучение было весьма эффективным. Сельские дети выражали живой интерес к содержанию учебного курса, были привязаны к школе и учителю, хорошо усваивали учебный материал.

Школьная библиотека была весьма богатой: в ней насчитывалось 420 экземпляров учебников 10 названий, 360 книг для внеклассного чтения 185 названий, 35% из которых составляли книги богословского содержания.

В начале 20 века, в 1901 году, в школе обучались 57 мальчиков и 4 девочки, которые были распределены по группам: 1 группа - 30 детей (в т.ч. 2 девочки); 2 группа - 26 детей (в т.ч. 2 девочки); 3 группа - 5 детей. В приёме было отказано 27 мальчикам и 10 девочкам, т.к не позволяло помещение, не было второго учителя. Занятия велись в две смены. Заведующим и законоучителем школы с 1886 года был священник Алексей Константинович Орлов, учителем — Наталья Васильевна Соколова, имевшая звание учителя церковно-приходской школы (что было редкостью!), учителем пения состоял послушник Свято-Успенского Свенского монастыря Алексей Викторов.

Школа становилась потребностью семьи и общественных организаций. Когда 12 августа 1905 года сгорело во время грозы здание школы, то 29 августа собрался сельский сход. На нем в присутствии сельского старосты Захаркина обсуждался вопрос о том, где учиться детям. В Супоневе тогда насчитывалось 556 дворов, проживало около 3500 душ, в числе которых было 650 детей школьного возраста (8-12 лет). Подсчеты показали, что школа может вместить 60 человек, да 50 девочек будут посещать женскую церковно-приходскую школу при Спасо-Георгиевском храме. Оказалось, что 540 детей не смогут учиться.

Исходя из этого, сельский сход решил, что в Супоневе необходимо устроить двухклассное министерское училище. Со своей стороны жители села обещали выделить 2000 рублей. Сход единогласно постановил:

1. Возбудить ходатайство перед правительством о разрешении открыть училище.

2. Отвести для строительства  одну десятину земли (1,09 га) в урочище под названием «Волостные липки» и в «Задунайском».

Как видим, образование в селе было востребованным, о строительстве двухклассного училища селяне говорили как о первой необходимости. В двухклассных училищах первым классом считались первые три года обучения и соответствовали курсу ЦПШ, четвёртый и пятый  годы обучения считались вторым классом, здесь ученики получали более глубокие знания.

В 1907 году здание  было построено и передано в ведение Министерства народного просвещения. До 3 мая 2011 года в нём учились младшие школьники, во вторую смену шли занятия филиала Добрунской детской школы искусств. Но 104-летнее здание постигла та же участь, что и предшествующее: в результате замыкания электропроводки произошло возгорание. Восстанавливать старое здание после пожара не было никакого смысла, и его снесли.

В учебный план двухклассного училища входили Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание, начала русской и церковной истории, географии, естествознания, черчение. Все предметы, кроме арифметики и черчения, рассматривались как развитие и дополнение Закона Божьего. Руководил обучением, как и прежде, священник.

При наличии средств «Инструкцией для двухклассных и одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения» (1875) допускалось введение в учебный план гимнастики, обучение ремеслам для мальчиков и рукоделию для девочек, а также садоводству, огородничеству, пчеловодству, а средства могли появиться в случае долевого участия в их финансировании, кроме Министерства народного просвещения, и других учредителей: сельской общины, земства, дворян-благотворителей.

С  изменением статуса училища обучением детей занимался молодой учитель Михаил Захарович Пегов, окончивший педагогические курсы. Помощником учителя был принят Павел Иванович Бриллиантов, его стаж — 28 лет. Законоучителем был настоятель супоневской церкви и заведующий ЦПШ для девочек Николай Алексеевич Орлов, сын А.К. Орлова. Была введена должность заведующего, на которую был назначен Николай Ефимович Серебряков. Учителями были приняты дочь заведующего Наталья Николаевна Серебрякова (вместо Бриллиантова) и Николай Алексеевич Телешов. Законоучителем стал вновь назначенный настоятелем супоневской церкви Николай Фёдорович Архангельский, заменивший на этой должности Н.А. Орлова.

С открытием училища в селе стало меняться настроение людей. У молодежи появился интерес к знаниям, появились новые темы разговора: о прошлом земли, о развитии жизни на ней, о космических явлениях, появились споры и возражения. Постепенно училище входит в жизнь общества и села, получило признание и поддержку местного населения.

Священник Архангельский добросовестно исполнял возложенные на него обязанности: в 1910 году ко дню Святой Пасхи был награждён набедренником — четырехугольным платом, привешиваемым на ленте через плечо за два угла на правом бедре, означающем меч духовный, а в 1912 году ему за усердные труды по устройству и проведению Палестинских чтений Преосвященнейшим Григорием, Епископом Орловским и Севским, было преподано Архипасторское благословение. В 1914 году ко дню Святой Пасхи его наградили скуфьей — ало-синей бархатной шапочкой, являющейся знаком отличия белого духовенства.

Умер Николай Архангельский на 52 году жизни 22 мая 1919 года, в разгар  Гражданской войны, его жена — месяцем раньше, 21 апреля того же года. Они умерли, как и многие жители села, от тифа. О себе настоятель храма оставил добрую память, он воспитывал учеников и паству личным примером. На его сбережения и по его заказу был отлит и передан по окончании строительства каменной ограды вокруг церкви в дар ей  медный колокол, на котором значатся его имя и фамилия. Этот колокол и сегодня зовёт верующих на церковные службы.

Полный курс обучения в училище  заканчивала в это время незначительная часть учащихся — всего лишь 5% — 8%. Такой низкий показатель объясняется  двумя  основными  причинами: во-первых, для большинства семей плата за обучение по 15-35 копеек в месяц была непосильной, кроме того, крестьяне села Супонево не в состоянии были ежегодно выделять 450 рублей на содержание здания и обслуживающего персонала (выделяемые из казны средства были мизерными); во-вторых, в связи с сокращением срока военной службы была отменена льгота по отбыванию воинской повинности для лиц, имеющих свидетельства об окончании начальной школы. После введения в 1874 году всеобщей личной воинской повинности срок службы для них был сокращён до 4 лет, в то время как служба на общих основаниях продолжалась 6 лет. Для получения льготы нужно было не только проучиться в школе три года, но и сдать  экзамены по Закону Божьему, русскому языку (письменно и устно), арифметике (письменно и устно), получив свидетельство об окончании школы.

В 1905 году общий срок службы был сокращён до трёх и четырёх лет в зависимости от рода войск, а льготы для выпускников начальных народных училищ были отменены, что ещё более снизило интерес учеников к получению свидетельств об окончании школы.

Шли годы. Менялись режимы, приходили и уходили вожди, рушились идеалы и ценности… Менялись название школы, её статус, место расположения, только предназначение оставалось неизменным – давать детям знания основ наук, растить из них достойных граждан своего Отечества.

Революция 1917 года в корне изменила работу школы. Церковь была отделена от государства, а школа — от церкви. Уроки Закона Божия были заменены уроками, дающими ученикам научные знания. Полным хозяином в школе стал учитель. Работу школы проверяли инспектора народного образования.

30 сентября 1918 г. принято ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В соответствии с ним ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы и в нашем крае.

Одной из главных задач новой власти была обозначена борьба с неграмотностью.

Совет народных комиссаров 26 декабря 1919 года издает декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», на основании которого все население в возрасте от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте. Народному комиссариату просвещения и его местным органам вменялись в обязанность организация обучения, обеспечение льгот обучающимся грамоте (на время обучения рабочий день для них сокращался на 2 часа) и мобилизованным обучающим (оплата их труда по нормам работников просвещения). Декрет предусматривал ответственность как тех, кто уклоняется от установленных повинностей, так и тех, кто препятствует неграмотным посещать занятия (привлечение к уголовной ответственности).

В Супоневе, как и по всех стране, началась всеобщая ликвидация безграмотности. При существовавшей  школе открыт ликбез – вечерняя школа для неграмотных. Пять комсомольцев обучали индивидуально грамоте на дому. Учителя организовали ликбез для женщин. Вечерами женщины собирались у кого-нибудь на дому и учились читать и писать. Борьба с неграмотностью разворачивалась в сложных условиях экономического кризиса. На местах практически не было учебников, тетрадей, карандашей, перьев. Старыми учебниками пользоваться было нельзя, а новых еще не было. Работать было трудно. Вместо тетрадей использовали обёрточную бумагу, газеты, перья зачастую заменяли гвоздями с нарезкой, чернила готовили из сажи, иногда пользовались доской и углём или мелом.

О  важности происходящего в селе, о понимании роли грамотности в жизни человека говорят частушки того времени, дошедшие до нас:

   1. Гляньте, парни, гляньте, девки,

       Объявленье у ворот:

      «Кто читать, писать умеет -

      Тот нигде не пропадет!».

   2. Если б дяденьке Василию

      Малость школу посещать –

      Научился бы фамилию

      Вместо крестиков писать.

   3. Заиграли утки в дудки,

      Журавли пошли плясать:

      Нынче праздник у Анютки –

      Научилася писать!

В ликвидации безграмотности  принимала самое непосредственное участие и руководила этой очень важной кампанией Клавдия Павловна Барабанова, заведующая отделом народного образования Супоневского волисполкома, дочь зажиточного супоневского крестьянина, получившая среднее образование в женской гимназии Брянска. Большую работу по ликбезу взрослых она сочетала с преподаванием в школе. Закономерно, что, когда в 1924 году была упразднена Супоневская волость в связи с укрупнением Бежицкой волости, К.П. Барабанова стала руководителем Супоневской школы.

С 1924 года работал в Супоневской начальной школе сначала учителем, а затем заведующим Дагаев Василий Дмитриевич. Здесь же работала учительницей и его жена Архангельская Нина Николаевна, дочь священника Спасо-Георгиевской церкви, а в 60-80-е годы учила младших школьников их невестка, жена сына, Дагаева Неонила Михайловна.

М.Я. ШЕМЕТОВ,

Заслуженный учитель РФ, Почетный гражданин

Брянского района,

директор Супоневской школы №1 с 1984 по 2013 гг.

 

(Продолжение следует)

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!