День защитника Отечества и Международный женский день 8 Марта разделяют всего две недели. Чтобы два раза по поводу этих праздников не собираться со всех концов немаленького пригорода, в Совете ветеранов заведена традиция отмечать их вместе. Так вышло и в этот раз. На мероприятии присутствовали директор Комплексного центра социального обслуживания населения Брянского района Раиса Курочко и начальник УПФР в Брянском муниципальном районе Нина Серова.

На празднование собрались активисты Совета. Они же являются и слушателями действующего под патронажем Раисы Курочко «Университета третьего возраста», о деятельности которого в «ДП» рассказывалось ранее. Так, предыдущее занятие на факультете «Православие» провёл настоятель храма Пресвятой Божьей Матери с. Кабаличи протоиерей отец Пётр Дроздов, рассказавший о русской православной культуре, проведении обрядов и участии в религиозных мероприятиях. А в этот раз очередное занятие провела краевед Светлана Ляхова, рассказавшая о русской православной иконе.

Светлана Дмитриевна много лет проработала экскурсоводом и досконально изучила родной край. Интерес к русской православной иконе у неё зародился ещё в советские времена. Это произошло, можно сказать, случайно. Когда, как она призналась, её в неловкое положение поставил столичный гость, спросивший про икону, о которой во время экскурсии зашла речь. К какому типу она относится? Оказывается, есть три типа икон с изображением Богородицы, как узнала из специальной литературы С. Ляхова: «умиление», «одигитрия» и «оранта». Та икона называлась Свенская Печерская икона Пресвятой Богородицы (хранится в Государственной Третьяковской галерее) и является «одигитрией» — «путеводительницей». Изображённая на ней Богоматерь рукой указывает на младенца как на путеводителя к вечной жизни. На иконах типа «умиление» Богоматерь и младенец соприкасаются щеками. На «оранте» изображается Богоматерь молящаяся, без младенца.

Как расказала собравшимся С. Ляхова, слово «икона» в переводе с греческого обозначает «образ». В сознании православного человека икона считается символом невидимой божественной сущности. У язычников же, напротив, идолы наделены присущей божествам силой. Светлана Дмитриевна рассказала, как во втором веке в формирующейся христианской культуре возникла икона, которую до этого считали языческой ересью. И только в седьмом веке «образы» признали, посчитав иконы книгами для неграмотных с сюжетами из Святого писания. Но на этом борьба противников иконы и тех, кто её отстаивал, ещё долго продолжалась. На Руси икон написано было больше, чем в европейских странах. Объясняется это тем, что в Европе строились каменные храмы, стены которых служили основой для росписи. У нас церкви, главным образом, возводили бревенчатые, где настенная роспись не принята. 

Первая икона на Руси появилась в X веке при князе Владимире, прозванном Красно Солнышко. Она была византийского происхождения — икона Владимирской Божьей Матери, написанная апостолом Лукой. Первым русским иконописцем считается Алипий, инок Святой Успенской Киево-Печерской лавры.

Ляхова много и увлекательно рассказала об иконах. Эту обширную тему она преподнесла очень ёмко и лаконично как настоящий профессионал.

После Университета началось праздничное мероприятие. Председатель Совета ветеранов Клавдия Петровна Позднякова передала поздравление от имени руководства района и предоставила слово гостям, которые поздравили собравшихся с праздниками. От Пенсионного фонда для них были приготовлены сувениры. За праздничным столом выступили также участница Сталинградской битвы Зоя Сергеевна Ключникова, почётный гражданин Брянского района Михаил Яковлевич Шеметов, юный партизан-подпольщик Михаил Яковлевич Атрохин и другие. Ветераны благодарили главу администрации района Николая Якушенко и главу района Александра Сысоева за оказываемую поддержку и внимание. А также возглавляемое Андреем Саликовым управление культуры молодёжной политики и спорта за плодотворное сотрудничество. Выразили надежду, что оно продолжится.

Александр КАЗАКОВ.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!