На протяжении последних 10 лет экономика области развивалась под воздействием различных факторов: экономических, геополитических, природных, агроклиматических.
Нам удалось пережить финансово-экономический кризис одов, и, благодаря принятым на федеральном и региональном уровне мерам, восстановить темпы экономического роста и выйти на устойчивое динамичное развитие.
Благодаря стабильному функционированию ведущих секторов экономики региона объем валового регионального продукта в 2012 году составил 209.8 млрд. рублей или 149,6 процента к 2004 году. В 2013 году объем ВРП оценен в 222,2 млрд. рублей. За девять лет валовой региональный продукт увеличился 1,5 раза (в сопоставимых ценах).
Объем выпускаемой продукции в промышленном секторе увеличился с 36,5 млрд. рублей в 2004 году до 127,2 млрд. рублей – в 2013 году (в сопоставимых ценах – в 1,9 раза).
Наращивание промышленного производства достигается за счет ввода новых производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения предприятий, внедрения новых технологий.
Наибольший вклад в развитие промышленности вносят такие ведущие предприятия, как ЗАО УК «Брянский машиностроительный завод», ОАО «Клинцовский автокрановый завод», ОАО «Брянский Арсенал», ОАО ПО «Бежицкая сталь», ЗАО СП «Брянсксельмаш», ООО «Жуковский мотовелозавод», ЗАО «Группа Кремний Эл», ОАО «Карачевский завод «Электродеталь» и другие.
Кардинально изменилась ситуация в региональном сельском хозяйстве. Тому способствовало значительное увеличение господдержки отрасли. Если в 2005 году на поддержку агропромышленного комплекса из бюджета было направлено около 460 млн. рублей, то в 2013 году – более 8,6 млрд. рублей. АПК из депрессивного сектора региональной экономики превратился в динамично развивающийся, инвестиционно привлекательный. Здесь в настоящее время реализуется несколько крупных инвестпроектов. Один из них – крупнейший в Европе – в мясном скотоводстве. С 2009 ООО «Брянская мясная компания» года реализует проект по производству высокопродуктивного мясного поголовья крупного рогатого скота и комплекса по убою и первичной переработке КРС.
Отрасль птицеводства успешно развивают ЗАО «Куриное Царство-Брянск», ОАО «Брянский бройлер». Основными участниками проектов в развитии свиноводства являются «Брянский мясоперерабатывающий комбинат», ООО «Мясокомбинат «Тамошь» (строительство свиноводческих комплексов в ООО «Мясная корпорация» и ООО «Дружба»).
В 2013 году объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 43 млрд. рублей и увеличился в 1,7 раза в сопоставимых ценах к уровню 2004 года.
Существенные изменения произошли в структуре производства сельхозпродукции по категориям хозяйств. Если в 2004 году на долю сельхозорганизаций приходилось 35 процентов, то в 2013 году – 56,5 процента.
В строительной отрасли объем работ в 2013 году составил 21,4 млрд. рублей и увеличился к 2004 году в 1,7 раза (в сопоставимых ценах).
За 10 лет введено в эксплуатацию 3438,2 тыс. кв. метров жилья, в том числе в 2013 году – 526,9 тыс. кв. метров (в 2004 году – 229 тыс. кв. метров).
Благодаря динамичному росту в реальном секторе экономики удалось значительно повысить уровень жизни населения.
По итогам 2013 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника сложилась в размере 18974 рубля, увеличившись за 9 лет в 4,5 раза (в 2004 году – 4196 рублей). Реальные располагаемые денежные доходы населения за этот период увеличились в 1,9 раза. Доля населения с доходами ниже уровня прожиточного минимума в общей численности населения снизилась: с 25,3 процента в 2004 году до 11,7 процента в 2013 году.
По состоянию на 1 января 2005 года просроченная задолженность по заработной плате составляла 198,2 млн. рублей, на 1 января 2014 года – 19,7 млн. рублей, т.е. в 10 раз меньше.
Уровень официально регистрируемой безработицы с небольшими сезонными колебаниями последовательно снижался: с 1,9 процента на 1 января 2005 года до 1,1 процента на 1 января 2014 года.
Экономическая политика осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Брянской области до 2025 года.
Данной Стратегией определены цели и задачи региональных органов власти, установлены целевые показатели социально-экономического развития на данный период. Основной акцент сделан на дальнейшую модернизацию производства, создание высокопроизводительных рабочих мест, привлечение инвестиций.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Последние 10 лет характеризовались, как годы благоприятного инвестиционного климата в экономике области. Объём инвестиций увеличился с 6,8 млрд. рублей в 2004 году до 60,8 млрд. рублей в 2013 году или в 3,6 раза в сопоставимых ценах.
Целью инвестиционной политики Правительства Брянской области является создание условий для увеличения притока инвестиций и модернизации промышленности, сельскохозяйственного и лесного комплекса, совершенствования условий труда, развитию социальной сферы, снижению дифференциации муниципальных образований по уровню социально-экономического развития.
В Брянской области сформирована нормативная база в сфере поддержки развития субъектов инвестиционной деятельности.
Основу инвестиционного законодательства региона составляет Закон Брянской области «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области», который действует с 1996 года. За истекшее время в него неоднократно вносились изменения, которые позволили расширить перечень преференций, увеличить период их действия, упростили механизм предоставления.
Согласно закону все инвесторы, отечественные и иностранные, уравниваются в правах. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры эффективности инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной основе физических и юридических лиц для их осуществления. В законе конкретизируются обязательства Правительства Брянской области по отношению к инвесторам. Определяются правовые и имущественные гарантии области, а также источники их обеспечения. На территории Брянской области гарантируется стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. Законом также определены условия предоставления и виды государственной поддержки инвесторов: льготы по налоговым платежам, субсидирование части затрат по банковским кредитам, предоставление инвестиционного налогового кредита.
В 2013 году были заключены договоры с 26 предприятиями области, реализующими инвестиционные проекты, на предоставление им налоговых льгот в сумме 337 млн. рублей. В 2014 году эта практика продолжена, заключены договоры с 44 предприятиями на предоставление им льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций на сумму более 1,3 млрд. рублей.
С целью стимулирования инвестиционной деятельности на муниципальном уровне ежегодно проводится областной конкурс «Лучшее муниципальное образование по инвестиционной привлекательности». В конкурсе участвуют все муниципальные образования области, которые поощряются за хорошую работу по итогам трех предыдущих отчетному периоду лет. Муниципальные образования эти средства используют на реализацию мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности территорий.
В 2010 году в области создана инфраструктура поддержки бизнеса на территории области. Государственное бюджетное учреждение «Агентство по сопровождению инвестиционных проектов» оказывает информационно-консультационное и организационное содействие субъектам инвестиционной деятельности в Брянской области, выполняет работы по разработке бизнес-планов и презентаций инвестиционных проектов, как на платной, так и на бесплатной основе, осуществляет мониторинг информации об инвестиционных возможностях региона, в том числе ведет реестр инвестиционных площадок.
ОАО «Корпорация развития Брянской области» ведет подбор инвестиционных площадок, составление концепций развития с определением назначения (профиля) площадок, подведение инженерной инфраструктуры, поиск и привлечение инвесторов.
Однако, несмотря на положительные результаты можно отметить
ряд нерешенных проблем. Незначительна доля инвестиций, направленных на развитие обрабатывающих производств. Еще одной важной проблемой является концентрация инвестиций в областном центре и крупных муниципальных образованиях. Отсутствие инвестиций не позволяет малым городам и отдаленным от центра территориям создавать собственные источники социально-экономического развития, обеспечить достойный уровень жизни населения. Инвесторы, по-прежнему, сталкиваются с длительными процедурами и высокими издержками при получении разрешений на строительство и подключение к системам энергоснабжения. Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день является проблема нехватки высококвалифицированных кадров.
Правительство Брянской области завершило внедрение регионального Стандарта деятельности органов исполнительной власти Брянской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Стандарт – это минимальный набор требований, успешная реализация которых позволит увеличить приток инвестиций в регион, сформировать эффективную систему взаимодействия бизнеса и власти. Этот документ закрепляет комплекс мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Брянской области, защиту прав инвесторов и повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей.
Указанные в Стандарте 15 требований являются, при надлежащей реализации, минимально достаточными и должны способствовать улучшению инвестиционного климата на территории области.
С целью вовлечения муниципальных образований региона в инвестиционный процесс необходимо реализовать комплекс мер по стимулированию органов местного самоуправления к привлечению инвестиций в муниципальные образования и наращиванию инвестиционного потенциала. Первым шагом на этом пути является постоянное обновление сформированного реестра свободных земельных участков, невостребованных (частично востребованных) промышленных объектов, пригодных или частично пригодных для создания новых производств на территории Брянской области.
Следующее направление работы по улучшению инвестиционного климата – внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих инвестиционную деятельность и вопросы предпринимательской деятельности. Данная процедура введена на региональном уровне с 1 января 2014 года для выявления еще на стадии разработки нормативных актов, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Еще одно направление – активное позиционирование области на международном и межрегиональном уровне с целью привлечения иностранных компаний для реализации бизнеса на Брянщине.
В марте текущего года представители Правительства Брянской области и бизнес – сообщества региона участвовали в деловой программе делегации Российской Федерации на 25-ой юбилейной выставке инвестиционной недвижимости "МИПИМ"в г.Канны (Франция). В рамках данного мероприятия была организована выставочная экспозиция об инвестиционной привлекательности Брянской области, проведена конференция «Инвестируйте в Брянщину» и, как итог, подписано соглашение о сотрудничестве в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству гостиницы европейского уровня.
В настоящее время в регионе реализуется более 100 инвестиционных проектов с участием российских и иностранных инвесторов, в том числе:
«Создание и освоение серийного производства автокранов военного назначения, гусеничных кранов, башенных кранов и стреловых кранов грузоподъемностью от 40 тонн и более» - ОАО «Клинцовский автокрановый завод»;
«Организация производства велосипедов», «Разработка, организация и освоение производства снегоходов, квадрациклов м т.д.» — ООО «Жуковский мотовелозавод»;
«Модернизация цементного производства» — ЗАО «Мальцовский портландцемент»;
«Разработка и организация производства изделий электронной техники на широкозонных материалах SiC (карбид кремния) GaAs (арсенид галлия), как основа энергосберегающих технологий XXI века — ЗАО «ГРУППА КРЕМНИЙ ЭЛ»;
«Организация производства вагонов (полувагонов, крытых вагонов, вагонов-платформ» — ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод»;
«Строительство и ввод в эксплуатацию завода по глубокой переработке древесины (производство ДСП и ЛДСП) — ОАО «Дятьково-ДОЗ» и другие.
Индикатором благоприятного климата для привлечения инвестиций является уровень развития малого предпринимательства.
Объём выделяемых из бюджета средств постоянно растет. В 2013 году на поддержку бизнеса из федерального и областного бюджетов было направлено около 596 млн. рублей (в 2009 году – 249 млн. рублей).
В 2013 году господдержка в форме субсидий и грантов оказана 436 субъектам, в том числе 360 – начинающим, на общую сумму в 281 млн. рублей. Поддержана реализация 49 инвестиционных и 27 инновационных проектов.
В 2013 году вновь зарегистрировано 5207 субъектов малого и среднего предпринимательства. Всего на территории области действует 13,8 тысяч малых и средних предприятий и 29,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Доля субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме валового регионального продукта достигла почти 33 процентов. В консолидированный бюджет области по специальным налоговым режимам за 2013 год поступило 1765 млн. рублей, что на 65 млн. рублей больше, чем в 2012 году.
Учитывая существующие проблемы, мы стараемся всеми силами развивать инвестиционную инфраструктуру, создавая организации, которые могут оказать реальную финансовую, организационную и консультационную помощь инвестору.
Под инфраструктурой мы понимаем Гарантийный и Микрофинансовый Фонды, бизнес-инкубатор, создаваемый промышленный парк, а также центр координации экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!