Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (далее – Управление) на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов Брянской области.
В результате проведения указанной экспертизы периодически выявляются нарушения федерального законодательства, выявляются коррупциогенные факторы, а также нарушения правил юридической техники.
В случае выявления указанных нарушений Управление направляет свое экспертное заключение в орган государственной власти или высшему должностному лицу Брянской области, с целью устранения выявленных нарушений, а также уведомляет органы прокураты Брянской области.
Из анализа положений действующего законодательства следует, что срок приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством и устранения коррупциогенных факторов, выявленных при проведении правовой экспертизы, не установлен.
Соответственно, можно предположить, что именно данный факт является причиной длительного неприведения нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством и неустранения коррупциогенных факторов, даже если субъект, принявший указанный акт, согласен с доводами, приведенными в экспертном заключении.
При изучении указанной проблемы необходимо учитывать общие принципы приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством, установленные в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ).
В частности, Федеральный закон № 184-ФЗ устанавливает сроки приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых выявлены нарушения, в соответствие с федеральным законодательством, если такие нарушения установлены соответствующим судом. Также предусмотрена ответственность для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случае, если указанные нарушения не устранены.
Так, согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона № 184-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Подпунктом «а» пункта 2 статьи 29.1 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что Президент Российской Федерации выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
Если в течение месяца со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент Российской Федерации отрешает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности (пункт 3 статьи 29.1 Федерального закона № 184-ФЗ).
Управление в этом случае также обладает определенными возможностями по воздействию органы государственной власти, принявшие нормативный правовой акт, не соответствующий законодательству Российской Федерации, и вправе обратиться в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.
С целью недопущения подобных ситуаций Управлением налажено тесное взаимодействие с органами государственной власти Брянской области и органами прокуратуры Брянской области в сфере приведения нормативных правовых актов Брянской области в соответствие с федеральным законодательством.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!