26 июня отмечается Международный день борьбы с наркоманией

История борьбы с распространением наркотиков насчитывает уже более 100 лет.
Еще в феврале 1909 года Шанхайская опиумная комиссия, в работе которой приняли участие 13 стран, в том числе и Россия, пыталась найти пути ограничения ввоза наркотиков из азиатских стран. В 1987 году Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать Международный день борьбы с наркоманией во всем мире в знак выражения своей решимости в создании общества, свободного от злоупотребления наркотиками.

А что это значит — бороться с наркоманией? Кто и как должен бороться?

Силовые структуры делают всё от них зависящее, чтобы уменьшить огромный поток наркотиков, непрерывно текущий в страну через границу, препятствуют распространению наркотиков внутри страны. Но, к сожалению, эта проблема до сих пор не решена, и с годами она становится лишь острее. Сегодня наркотики продают под видом куритель-
ных смесей, солей для ванн, и даже удобрений, их можно не только купить, их можно приготовить самому. Количество наркопотребителей не сокращается, а возможно даже увеличивается. Умирают одни, на их место приходят другие.

В чём дело? Почему прилагаемые усилия не дают желаемого результата? Может быть недостаточно усилий? Может не те точки приложения? Возможно — и то, и другое. Нельзя рассчитывать только на правоохранительные органы.

Первые пробы сигарет, алкоголя, психоактивных веществ у 2/3 подростков связаны с любопытством, стремлением к эксперименту: «а что будет?», как атрибут взрослости.
Любопытство подогревается «заботливыми старшими товарищами», утверждающими, что ЭТО круто. Подросток думает:

… в жизни всё надо попробовать, а с одного раза ничего не будет…

… от этого вещества не бывает зависимости…

… я сильный, буду себя контролировать…

… другие же это употребляют и всё о'кей…

… я смогу вовремя остановиться…

… а мне всё по фигу…

… а, гори оно всё огнём!

А может быть, он не думает вообще?

Просто сказать подростку, что ЭТО нельзя — почти ничего не сказать, а может быть даже подогреть интерес. Необходимо дать информацию о том, ЧТО именно БУДЕТ, если… Но дать её следует так, чтобы он поверил, приводя веские, неопровержимые факты и доказательства.

А БУДЕТ вот что: сначала здорово и даже очень. Но в жизни за всё и всегда надо платить, особенно за удовольствия. И не только деньгами. В конце концов вместо удовольствия появляются проблемы. С законом. С деньгами. С учёбой. С семьёй. С друзьями. С мозгами. Со здоровьем. Жить становится так «хорошо», что и не хочется.

Люди часто делят наркотики на «лёгкие» и «тяжёлые». И это становится своего рода ловушкой: начинают с «лёгких», а потом «травка» открывает ворота героину.

Любые наркотики опасны сами по себе. Внутривенное употребление опиатов (героина и других) может привести и не редко приводит к смертельной передозировке. Но и другие наркотики могут быть очень опасны. Существование связи шизофрении и марихуановой зависимости доказано на молекулярном уровне. Но еще более высок риск развития нарушений психики после приема синтетических аналогов конопли — синтетических, «дизайнерских» курительных смесей («спайсы»).

Употребление курительных смесей может вызвать тяжёлое коматозное состояние, различный спектр негативных психических эффектов:

  • неспособность сосредоточиться;
  • нарушение восприятия;
  • бесконтрольный смех;
  • полная потеря контакта с окружающим миром;
  • отсутствие способности ориентироваться в пространстве

 

Со временем это может привести к тяжелой инвалидности, навсегда изменить личность человека, превратив его не только в наркозависимого, но и в психически больного, довести до нелепой смерти.

Очень часто наркотики становятся причиной заражения ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами, инфекциями, передающимися половым путём. Происходит это не только при их внутривенном употреблении. Под воздействием наркотика человек перестаёт контролировать своё поведение и вступает в беспорядочные половые связи.

Кто должен донести эту информацию до наших детей?

И врачи, и учителя обязаны заниматься профилактикой. Это так, но без участия семьи и, прежде всего, родителей, добиться желаемых результатов невозможно.

Большую часть знаний наши дети получают в детских садах, школах, ПТУ, техникумах. Но самые главные жизненные и поведенческие уроки дети должны получать в семье — от мам и пап, бабушек и дедушек.

Но всё ли мы делаем для этого?

Не стали ли запреты, ругань и наказания единственным понятным языком общения в нашем доме? Не станет ли в этом случае улица для многих мальчиков и девочек домом, папой, мамой, воспитателем и главным жизненным университетом?

Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собственных силах — всё это заставляет подростков объединяться в группы. В них они пытаются получить то, что не могут иногда найти дома — доверие, понимание, поддержку.

ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ и ВЗАИМОДОВЕРИЕ — вот «три кита», на которых должны строиться отношения взрослых и детей. И тогда в семье о ребёнке знают всё, не следя за ним специально, отпускают подростка в компанию, не допрашивая о тех, кто с ним будет, замечают, что с ребёнком не всё в порядке, раньше, чем он пожалуется сам (если пожалуется).

 

В.В. Россов,

заведующий отделом профилактики ГБУЗ «Брянский областной центр

по профилактике и борьбе со СПИД»

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!