В газетах много объявлений о возможности вложить деньги в различные компании. Стоит ли им доверять и на что нужно обращать внимание?
Отвечает заместитель управляющего Отделением Брянск ГУ Банка России по ЦФО Виктор Мартьянов:
Если говорить о кредитно-потребительских кооперативах (КПК), то они привлекают средства своих пайщиков и им же выдают кредиты.
Вы хотите стать пайщиком кредитно-потребительского кооператива (КПК)? Тогда, прежде всего, следует проверить, внесены ли сведения об этом КПК в реестр, который ведет Банк России. Кредитные потребительские кооперативы обязаны быть членами саморегулируемых организаций (СРО) и соблюдать установленные ими внутренние стандарты, в том числе затрагивающие взаимодействие с потребителем. Перечень КПК, являющихся членами саморегулируемых организаций, размещен на официальном сайте Банка России www.cbr.ru и на сайтах самих СРО. Такой реестр обновляется ежемесячно. Рекомендуем воздерживаться от вступления в кооператив, а также от заключения договора по передаче личных сбережений, если сведений об организации нет в реестре. Поэтому гражданам надо проявлять осмотрительность и о случаях, когда кооператив не входит в СРО, но привлекает средства пайщиков и принимает новых членов, информировать Банк России.
Пайщик имеет право знать, чем занимается кооператив, каково его финансовое положение. Организаторы КПК, стремясь показать надежность своего предприятия, могут заявлять, что взносы пайщиков застрахованы. В этом случае уточните, от чего именно застрахованы. Запросите договор со страховой компанией (его обязаны предоставить по первому требованию) и почитайте, о каких страховых случаях идет речь.
Если говорить о микрофинансовой организации (МФО), то она помимо предоставления займов, может и сама взять деньги взаймы у гражданина, о чем составляется договор. Но нужно помнить, что если деньги привлекает микрофинансовая компания от лиц, не являющихся ее учредителями, то по закону сумма такого договора не может быть меньше 1,5 миллиона рублей. Если в рекламных материалах компании фигурирует меньшая сумма – значит вас, скорее всего, вводят в заблуждение относительно деятельности фирмы.
Некоторые недобросовестные фирмы предлагают потенциальным клиентам открыть вклад. Подчеркну: вклад можно открыть только в банке! Если фирма не является банком, но в своей рекламе предлагает клиентам открыть именно вклад, то вряд ли стоит нести туда свои деньги. Мошенники могут использовать и слова «сбережения», «инвестиции». Слово «сбережения» часто используется как синоним слова «вклад», при этом оно не имеет четкого юридического определения.
На рынке есть компании, которые указывают в своей рекламе не годовую ставку, а ставку за месяц или квартал. Например, если вам предлагают доходность 8% в месяц, то для того, чтобы оценить годовую доходность, достаточно 8 умножить на 12 (число месяцев в году). Таким образом, получается почти 100 процентов годовых! А это уже значительно превышает разумную доходность, что заставляет задуматься о добросовестности такой «щедрой» компании.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!