Уважаемая редакция! Очень хотелось бы, чтобы читатели газеты узнали о замечательном человеке, учителе начальных классов — Галине Никитичне Гапеевой. Не пишем — бывшей, потому что бывших учителей не бывает.
Галина Никитична — добрейший и скромнейший человек! Общаясь с ней, никогда не подумаешь, что позади у нее — военное блокадное детство, детдома, интернаты...
Нам не довелось работать в школе с Галиной Никитичной в одно время (она ушла на пенсию), и, слушая впервые ее расказ, мы плакали вместе с детьми. Пусть статья в газете будет для Галины Никитичны еще и приятным подарком.
Учителя начальных классов Отрадненской средней школы А.Н. Сухинина и Н.Ф. Промтова.
Мы пригласили Галину Никитичну на встречу с учениками начальных классов. Она начала свой рассказ так: «Наша дружная большая семья жила в Ленинграде почти в центре города: мама, папа, два старших брата и я. Когда началась война, мне было четыре с половиной года. Отчётливо помню, что постоянно хотелось кушать. Помню большой сундук под окном в маминой комнате. Я не могла открыть тяжёлую крышку, и мне казалось, что там, под крышкой, спрятан кусок хлеба, намазанный маслом». Так запомнился маленькой Галине блокадный Ленинград.
Старший брат Андрей ушёл на фронт, отец остался работать водителем грузовика. И теперь никто не сможет сосчитать, сколько «удачных» рейсов за продуктами для блокадного города по ледяной Ладоге сделал этот человек. На причале у замёрзшего озера его всё время ждал средний сын — Иван. Он ждал отца и … еды.
Возвращались машины, сумевшие проскочить сквозь бомбёжку, но однажды отец не вернулся. Мальчик надеялся и не уходил с причала. В городе действовали комсомольские отряды, которые выносили из домов трупы, находили оставшихся одинокими детей, организовывали их отправку из блокады в тыл по Ладоге. Так, прямо с причала, брат Ваня был отправлен в детский дом на Волгу.
А Галина осталась с мамой. Свой хлеб, получаемый по карточке, мать отдавала маленькой дочке, сама пила только воду, поэтому скоро слегла и уже не смогла вставать. За хлебом пришлось идти Галине. «Пришла, стала в очередь. А очередь длинная-длинная. Подошла ко мне большая девочка и предложила помочь отоварить карточки побыстрей. Я и отдала ей все. Долго ждала, когда она хлеб принесёт. Потемнело, стал дождик накрапывать. Поняла, что украли у меня карточки. Пошла домой, призналась маме. А она только и сказала: «Если бы я смогла встать, я бы так тебя побила…» Утром маму я не смогла разбудить. Было очень страшно».
Спасли Галю комсомольцы. Они нашли голодную замерзающую девочку около мёртвой матери и отвели её в детский сад, где жили такие же сироты.
Пришла весна, ледовая дорога растаяла. Детей решили переправить в тыл по воде на трёх баржах. Их уложили на дно, накрыли брезентом. «Мы плакали и кричали от страха. Помню, нас успокаивали, мол, это уток к обеду стреляют. Но мы понимали, что охота шла на нас». К берегу смогла прийти только одна баржа. В ней и была Галина. «Дальше моё путешествие продолжилось в товарном вагоне по железной дороге. Лежу на полу, смотрю на пустые полки вверху, стучат колёса… и то ли сон это, то ли наяву вижу — все полки-то хлебом забиты. Вот такие сны всю дорогу снились».
Принял детей Новосибирский край — Каргатский детский дом. «Кормили там уже три раза в день и давали по два кусочка хлеба. В комнатах стояли огромные, до потолка, печи. Часто ночью нас поднимали с кроватей и заставляли бегать вокруг здания, чтобы не угорели. А однажды, перед отбоем, кто-то крикнул: «Война кончилась! Победа!» Как мы стали кричать, бросать вверх подушки, одеяла, всё, что попадало под руку!!!»
С фронта стали возвращаться и забирать детей родители. Галина тоже ждала отца — она не знала, что он погиб на Ладожском озере. Ждала братьев. Всех детей, которых не забрали родные, перевели в другой детский дом в Толмачёво, где он занимал половину здания Толмачёвской школы. Здесь и училась Галина. Старательно выводила буквы и цифры между газетных строк кусочком карандаша — ведь не было ни ручек, ни тетрадей.
Шло время. Окончив Толмачёвскую школу, едет Галина в город Искитим Новосибирской области и там через четыре года заканчивает педагогическое училище. По распределению попадает в посёлок Ключи в малокомплектную школу, где и работает учителем начальных классов три года.
Всё это время Галина Никитична разыскивала своих родных. Наконец, откликнулся на её письма брат Иван, который тоже искал сестру. Он и рассказал ей об отце. Ваня привёз Галину в Брянский район. Свою учительскую деятельность продолжила она в деревне Стаево в начальной школе, а затем — в Отрадненской средней школе. 40 лет педагогического труда! Ученики Галины Никитичны с благодарностью вспоминают свою первую учительницу.
Недавно Галина Никитична потеряла мужа, но боль утраты заменяет любовь дочери Татьяны, сына Владимира, внуков и правнуков.
Всё меньше остаётся очевидцев тех страшных лет. Мы благодарим Галину Никитичну Гапееву за эту встречу, которая заставила ребят задуматься о ценностях жизни, оставила в душе неизгладимые впечатления. Ребята, в свою очередь, исполнили для гостьи песни, прочитали стихи. С пожеланиями мира, здоровья, добра вручили самодельных голубей.
Виктория ДМИТРИЕВА.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!