ВЫЖИВАЛИ НАПЕРЕКОР ВСЕМУ

Дом Нины Ефимовны Шуняковой находится в Малом Полпино, где она прожила всю свою жизнь, не считая нескольких военных лет, когда её с матерью фашисты угнали в неволю. Дом деревянный. Муж, Иван Степанович Шуняков, построил его в 1960 году. Тогда, чтобы сложить печку, ему пришлось брать ссуду. Пожилая женщина, а Нине Ефимовне 83 года, доживает свой век одна. Супруга уже нет на этом свете. Дом пришёл в негодность — такое заключение дала комиссия. По закону о ветеранах, Указу Президента  РФ от 7 мая 2008 года она имеет право на субсидию из федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Нина Ефимовна своим правом воспользовалась.

На днях первый заместитель главы администрации Брянского района Владимир Никишин и заместитель главы администрации по строительству и ЖКХ Елена Ромашина вручили Н.Е. Шуняковой свидетельство на предоставление жилищной субсидии. Одним словом, за эти деньги, а они немалые – около одного миллиона рублей, женщина теперь может решить свою жилищную проблему.

Жизнь Нину Ефимовну не баловала. Росла без отца – глава семейства ушёл из семьи. Мама, Анастасия Борисовна, болела (язва желудка;  ела мало — и из-за болезни, и из-за того, что нечего было). Жили дочь с матерью бедно. Пешком ходили в Брянск, где продавали на базаре ягоды. Что там скрывать — голодали. Но были счастливы тем, что живут на родной земле. Говорят на родном языке. Что же до достатка, он со временем придёт. В это верили.

Анастасия Борисовна с беспокоившей её язвой желудка в итоге прожила 99 лет и 9 дней. Объяснение долголетия матери дочь находит в том, что из-за болезни та ограничивала себя в еде. Нина Ефимовна, кстати, тоже долгожитель. Говорит, «в породу пошла». В их роду – не редкость. И здесь одно другому не противоречит — умеренность в питании помогает генам полнее раскрыть свой потенциал.

А ведь жизнь этих женщин могла оборваться значительно раньше — когда Нине было всего лишь 10 лет, а маме 36. Началась война. В посёлке хозяйничали немцы. В марте 1942 года фашисты выгнали жителей из домов и, как скот, погнали в п. Урицкий, где оборудовали концлагерь. В лагере месте с военнопленными содержались старики, женщины и дети. Узники содержались в нечеловеческих условиях. Много народу умирало. Людей каждый день хоронили в общей могиле. Выживших погрузили в товарные вагоны и по железной дороге повезли в район Бобруйска. Боялись, что отправят дальше, в Германию. Но оставили на месте. Рабсилу распределили по-хозяйски между помещиков, в основном поляков. Девочка ухаживала за коровами и овцами. Анастасия Борисовна без дела тоже не сидела — выполняла полевые и другие работы.

После освобождения некоторое время мать с дочерью-подростком продолжили жить в Белоруссии. Возвращаться было некуда. Брат Анастасии Борисовны, дядя девочки, написал, что посёлка как такового нет — одни пепелища. Он и соорудил на первое время землянку, в которую, вернувшись, вселились. Испытания не заставили себя долго ждать. Ранней весной в 1945 году на дворе разыгралась страшная буря. Ветром выдуло весь проложенный между брёвнами мох. И новосёлы оказались похожими на птиц в клетке…

Нина Ефимовна с теплотой вспоминает своего Ивана. С Иваном Степановичем они прожили трудную жизнь.

Сегодня в Журиничском поселении проживает всего один участник Великой Отечественной войны — Сергей Иванович Артамонов. Когда в п. Путёвка разворачивали копию Знамени Победы, глава администрации Брянского района Николай Якушенко вручал ветерану медаль «70 лет Победе в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» Ещё в посёлке есть труженики тыла и такие же, как Нина Ефимовна, бывшие узники фашистских концлагерей. Юбилейную награду им вручали в Доме культуры, где по этому случаю был  и концерт. Шуняковой, как бывшей малолетней узнице, тоже вручили медаль и стилизованное под треугольник письмо с поздравлением от главы региона Александра Богомаза.

Они своей жизнестойкостью вместе с бойцами Красной Армии противостояли врагу. И погибали, не утратив любви к Родине. И выживали — наперекор всему.  

Сергей АРТЕМОВ.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!