В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне  много информации идёт в СМИ  о подвигах советского народа в той героической  войне. Из чего сложилась эта Победа? Конечно, из непосильного труда и силы духа солдат Красной Армии и людей, обеспечивающих фронт всем необходимым в тылу. За 70 лет мир сильно изменился, и некоторые западные политики пытаются переписать историю тех судьбоносных времён. Чтобы этого не произошло, мы должны помнить о подвигах наших предков и передать эти знания своим потомкам.

Я с раннего детства знал, что мои родные по маминой линии — мои прадедушка  и прабабушка (Сочинский Николай Петрович и Поликарпова Анна Тихоновна) воевали в партизанском отряде во время войны, но понял, что  больше я ничего о них и не знаю. Мне захотелось узнать об их жизни до войны и после, об их подвигах в партизанском отряде, и я стал собирать информацию.

Моя бабушка Зыкунова (Сочинская) Людмила Николаевна рассказала мне, что мы — коренные жители нашего села Супонево. Фамилии Сочинские и Поликарповы являются селообразующими родовыми фамилиями.

Фамилия Сочинских имеет славянские этнические корни, является одним из древних супоневских родов. Более чем 250-летняя история существования этого рода на супоневской земле позволяет считать его также селообразующим, хотя он и не супоневского происхождения. Фамилия Сочинский имеет польское происхождение, и давалась она крестьянам, жившим долгое время в Малороссии (так называли тогда украинскую землю, которая длительное время находилась под игом польско-литовских захватчиков).

В начале 17 века украинская земля была оккупирована войсками шведского короля Карла 12, подошедшими к западным границам Московского государства. При столкновении с русскими войсками шведы на первом этапе военных действий имели успех, в результате чего возникла угроза вторжения шведской армии в глубину России. Поэтому многие малороссийские семьи вынуждены были бежать на восток, в глубину России, под защиту набиравшего силу Московского государства.

Некоторые малороссияне, достигнув Брянского уезда, образовали здесь целые поселения. После поражения в 1709 году шведской армии в битве под Полтавой война со шведами (Северная Война, 1700-1721 гг.) продолжалась ещё12 лет, в результате чего были освобождены украинские и белорусские земли и осуществлён выход России к Балтийскому морю. Однако осевшие  в Брянском крае малороссияне не пожелали возвращаться на Украину, поскольку на Брянщине для них сложился такой же уклад жизни, что и на исторической родине.

Так в селе Супонево нашла себе второе отечество целая этническая группа малороссиян Сочинских, имевшая с коренным супоневским населением общий язык, одну и ту же культуру, но главное – они были объединены одной православной верой.

Род Сочинских и по сей день живёт и здравствует не только в родном селе, но и в Брянской области. Так, по данным областной паспортной службы, в области носят фамилию Сочинских 105 человек, прошедших паспортизацию в 2002 году. Как минимум 50 % из них генетически  принадлежат к супоневскому малороссийскому этносу.

Из родовой фамилии Сочинских 9 человек являлись защитниками Отечества в Великой Отечественной войне. Пятеро из них погибли, а одним из четверых вернувшихся живыми был мой прадед Сочинский Николай Петрович, с двумя ранениями и контузией. Сразу после войны он женился на своей партизанской подруге Поликарповой Анне Тихоновне, моей прабабушке. Они родились в одном году — 1922, жили на одной улице, учились в одном классе. В 1938 году они закончили Супоневскую неполную среднюю школу. Директором её был Синайский Сергей Вениаминович. Мои предки имели большие успехи в учении, прапрабабушка имела одну четвёрку по русскому языку, а прапрадед был круглым отличником, и директор школы Синайский называл его «Пан Пушкин». Прадед мечтал поступить в лётное училище, но все мечты перечеркнула война. А прабабушка Аня успела до войны окончить бухгалтерскую школу.

Анна Тихоновна родилась в зажиточной семье коренных жителей села Супонево Поликарповых Тихона Лаврентьевича и Анастасии Петровны. Она была последним, поздним ребёнком, её все любили и баловали. Тихон Лаврентьевич работал на заводе «Красный Профинтерн» кузнецом (ныне БМЗ), Анастасия Петровна была домохозяйкой. Старшие братья Сергей и Михаил воевали в Великую Отечественную войну. Первый из них без вести пропал, второй от ран скончался в госпитале.

После окончания курсов счетоводов-бухгалтеров Анна Тихоновна проходит практику в Брянском районном отделе финансов. Смышлёная, энергичная девушка обратила на себя внимание тогдашнего первого секретаря райкома комсомола Сергея Лагутина. (Вскоре после начала войны он ушёл вместе с бывшим первым секретарём и РК ВКП(б) Епишкиным на фронт — и оба погибли). Взяли её на работу в райком. Затем Анна оказалась в райкоме партии, а тут война.

С приближением гитлеровцев к Брянску началась эвакуация. Ей сказали, чтобы она была готова отправиться в тыл с ребятишками из детского дома, а затем другая команда: «Анна пригодится и здесь, на оккупированной территории». Вот тогда она ещё раз встретилась с будущим командиром районного партизанского отряда Михаилом Петровичем Ромашиным. «Оставайся дома, дочка. Присматривайся, примечай и запоминай всё. Придёт день — и к тебе придут знакомые. Крайний случай, если будет что-то важное, – Веру Сергеевну Поликарпову хорошо знаешь, – постарайся сообщить ей, но в дом к ним – ни-ни…».

Потом уже Анна узнает, что дом Веры Сергеевны был квартирой-явкой. Здесь бывали связные и разведчики из отряда. Здесь не раз находил убежище командир группы разведчиков, прибывший из Москвы в отряд, — Костя Бобылёв.

Почти год Аня жила у родителей. Собирала сведения о передвижениях немецких частей, движении поездов на станции Брянск-2 (их приносила и передавала Татьяна Христофорова), писала и расклеивала листовки, воззвания, связывалась с военнопленными, агитировала их бежать в лес, к партизанам.

Работала тихо, старалась не привлечь к себе внимание. Дома, где жили немцы, полицаев и управу старалась обходить стороной.

Первой к ней из отряда пришла Алёшина — пожилая тихая женщина. Поговорили, уточнили, на что больше обращать внимание: что нужно было отряду, Москве. Затем — Надя Нецветаева, муж которой работал в райисполкоме. Этих людей она хорошо знала и была спокойна: добытые сведения попадут в нужные руки. Помнила Анна и о том, что бывает не только за связь, но и за сочувствие к партизанам, подпольщикам.

И вот однажды к дому подъехали полицейские, а с ними — незнакомый мужчина. Войдя в дом, он с порога спросил: «Где ты раньше работала?» Призналась, как её наставляли старшие: рассыльной в райкоме. Девочкой на побегушках. «Гут, одевайся, пошли с нами».

Её привезли в Брянск. Раз, второй, третий провели среди мужчин и женщин, подростков. «Есть ваши? То есть бывшие работники райкомов, райисполкомов?» — «Никого!» Но даже если б кто и был, разве она сказала бы?!

Её оставили в покое, но из участка не выпустили. Какими-то правдами и неправдами Анастасии Петровне, её матери, удалось вытащить оттуда дочь. Вот тогда-то Анна и поняла: она у врагов на заметке. Пустила слух, что поедет в Почеп за валенками, позвала с собой Николая, будущего своего мужа, племянника и Клаву Пожилёнкову, и через Десну — на Свень, а там в местечко Чистое Болото. Утром на них набрёл с группой разведчиков Константин Бобылёв.

После расспросов и уточнений парни ушли в Супонево. На другой день, выполнив задание, возвратились за ними – и в отряд. Базировались партизаны тогда в местечке Пашеньки, что в Навлинском районе. В отряде их направили в агентурную разведку.

В конце осени 1942-го фашисты стали усиливать охрану мостов, железной дороги: через каждые 100-200 метров часовой, пулемёты, а в наиболее уязвимых местах – ещё и солдаты с овчарками. Попробовали как-то разведчики «перепрыгнуть» железную дорогу – не вышло. Пощупали другие места – не тут-то было. Что делать?

Командир отряда, бывший заведующий военным отделом райкома партии Александр Тимофеевич Писарев, комиссар партизанского отряда имени Щорса Николай Георгиевич Курнявцев вызывают к себе Бобылёва: «Надежда на тебя, Костя! Бери пять- шесть человек — и к немцам. От Дуки, командира Брянского городского партизанского отряда, ходит один человек к ним. Знаешь, где проходит? — между Полужьем и Голубым мостом. Попробуйте-ка и вы там».

Они подобрались к насыпи железной дороги. Долго ждали поезда. Вот и он. Проносится последний вагон, и все шестеро, как по команде , бросаются на насыпь, бегут через пути. Вот уже и на другой стороне. Теперь скорее в лес! Их заметили . «Заговорили» автоматы, винтовки, но лес протянул им свои спасительные руки.

Выбрались. Все живы, никто не ранен. Выполнив задание и переночевав, стали возвращаться в отряд. Раз попробовали — не прошли, второй… Пришлось возвращаться в Супонево. Остановились у проверенных и верных людей.

В селе стали поговаривать о предстоящей облаве. Надо было спешить. И тогда брат Анны, Михаил Тихонович, берёт лошадей и сани у Павла Фомича Плешкова и Дмитрия Порфирьевича Митюхина – и в лес, за дровами. Первый пост миновали, второй, всё в порядке, есть разрешение комендатуры. Полицаи предупреждают – далеко не заезжай: там партизаны. А они, партизаны, не только в лесу, а двое из них тут же, под рогожкой и тряпьём в санях! Оружие наготове. Так вывезли двух, а потом и остальных.

Много ещё пришлось пережить моим родным в Брянских лесах. В стратегически важном взрыве Голубого моста они тоже участвовали. И были награждены  за боевые заслуги медалями «Партизану Отечественной войны», «За боевые заслуги».    А 17 сентября 1943 года с. Супонево, как и город Брянск, было освобождено от немцев мощно и стремительно.

Моему прадеду 18 сентября 1943 года был всего 21 год, когда он был назначен председателем Супоневского сельского совета Брянского района, тогда ещё Орловской области. В 1946 году Николай Петрович был назначен руководителем Брянского кирпичного завода, там же длительное время работал председателем партийной организации. За свой добросовестный труд имел много поощрений и благодарностей.

Моя прабабушка Анна Тихоновна работала после войны бухгалтером-счетоводом в РК ВКП(б). Вместе с мужем вырастили четверых детей (троих сыновей и дочку, мою бабушку), у них 8 внуков  и 13 правнуков.

Я горжусь своими героическими родственниками! Очень жаль, что я не видел их своими глазами, не мог поговорить с ними  и поблагодарить их за подаренную мне жизнь! Ведь я родился в 2000 году, а Николай Петрович умер в 1990 году, Анна Тихоновна — в 1997. Их фотографии в нашей семье всегда на почетном месте.

Спасибо прабабушке и прадедушке за ПОБЕДУ!!!

 

Иван Проконин.

 8 класс , Супоневская средняя школа №2 Брянского района.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!