Фёдор Павлович Бондарев — уроженец Госомы, родился в 1910 году. Здесь он закончил школу, женился. До войны работал председателем колхоза «Ленинская искра» и одновременно учился в Курском сельскохозяйственном техникуме. Но закончить его так и не успел — началась война…
Жаркое лето августа 41-го… Эшелоны беженцев двигались на восток, в советском небе летали вражеские самолёты, бомбили мосты и переправы, жгли хлеба.
По приказу партии Фёдор Павлович мобилизовал своих земляков на гашение этих пожаров, помогал эвакуировать колхозное добро. Затем ушёл с отрядами действующей армии.
В Калужской области на реке Рессете их дивизия была окружена. Красноармейцы ушли на прорыв, а гражданские были оставлены в тылу для партизанской борьбы. Бондарев вместе со своими товарищами Александром Макарчиковым, Николаем Насоновым и Терентием Фединым пришли вскоре в селе Дорожово, но связаться здесь с партизанами не удалось. Вскоре они примкнули к партизанской группе Дёмочкина, которая уже проводила диверсии в тылу врага. В группе насчитывалось несколько десятков человек, были среди них и люди, знающие военное дело, окруженцы. Партизаны подорвали железнодорожный мост возле посёлка Первомайский, минировали и выводили из строя полотно. А в начале зимы 42-го напали на обоз с хлебом, который фашисты хотели отправить в Германию. Охрана была перебита, в руки партизан попало 60 подвод с хлебом. Часть его раздали голодающим семьям партизан и военнослужащих, другая стала продовольственным запасом отряда М.П. Ромашина, с которым соединилась группа Дёмочкина.
Много боевых действий совершил партизанский отряд, в котором был Фёдор Бондарев. Но бой под Липово, в районе Круглого озера, ему запомнился особенно. Начался он 13 июня, а закончился только 22-го. По несколько раз в день фашисты ходили в атаку, но не могли ни обойти, ни одолеть партизан. В бой партизаны шли под руководством опытных командиров из окруженцев — кадрового офицера Артёма Малько и начальника штаба Александра Писарева. Последний бой длился с семи утра до четырёх часов дня. Пять раз партизаны вступали в рукопашную. К вечеру враг прекратил атаки и стал окапываться. А наши бойцы тайными тропами отошли через полотно железной дороги в Клетнянские леса.
В начале 1943 года Фёдор Павлович тяжело заболел. Врачи признали его непригодным к дальнейшей службе в армии. После освобождения Брянщины вернулся в Госому.
Ни одного домика не уцелело в их деревне. Люди жили в сарайчиках и землянках. И он смастерил времянку. А детей в семье — трое. Но самые главные тяготы всё же остались позади: врага разбили. Важной задачей было восстановить разрушенное хозяйство. И Фёдор Павлович снова оказался на передовом участке, став председателем колхоза «Ленинская искра». Это было самое голодное после засухи время. Не хватало тягловой силы, не было кормов для скота и зерна для посевной. Но люди выстояли. Потом работа секретарём партийного комитета колхоза «Ленинец». Вложил много труда, чтобы жизнь односельчан становилась краше.
(Фото из архива музея).
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!