В архиве Брянского района Елена Мосеева работает 15 лет. Правда, сначала уроженка Донецкой области собиралась жизнь свою посвятить истории, преподавательской работе. Закончила Российский государственный социальный институт, поступила в Москве в аспирантуру. Написала диссертацию «Становление и развитие общественного призрения в Орловской губернии в 17 — 18 веках». Предстояла защита, но отказалась — была серьёзная причина.
Чтобы стал понятен смысл, о чём идёт речь в хранящейся у неё дома диссертации, Елена Викторовна сразу напомнила: слово «призрение», пишущееся через букву «и», — можно сказать, устаревшее, происходит от «приЗРЕТЬ, при-СМОТРЕТЬ за кем-либо нуждающимся». Сейчас оно почти не употребляется.
Начинала Елена свою трудовую деятельность в Брянском районе как социальный работник — в 1989 году. Тогда пришла в РОНО устраиваться на работу, так как закончила педучилище и уже четыре года преподавала школьникам труд и черчение в Красноармейске, где оставались родители. Но места в школе не оказалось. Обратилась в отдел соцзащиты — и в итоге проработала там более десяти лет. Поэтому тема научного труда на тот момент у неё совпала с направлением работы.
Архив в жизни Елены Мосеевой тоже не случаен. Бывают ведь исторические архивы, да и любой архив, как ни крути, — хранилище сведений прошедших времён. Будь-то документация предприятия или чьи-либо личные данные… Когда Елена Викторовна пришла в архив, то первые четыре года трудилась под началом Людмилы Козловой. Полностью вошла в курс архивных дел и сама стала руководителем. 11 лет с тех пор прошло…
— У нас хранится 25 тысяч дел, начиная с 1943 года, — рассказывает Елена Мосеева. — Самыми востребованными являются постановления оранов власти Брянского района. Кому-то нужно узаконить дом или земельный участок, пенсию оформляют — тоже идут в архив, чтобы подтвердить сведения, когда и где обратившийся к нам человек работал, какую зарплату получал. Обращаются с запросами различные структуры — суды, прокуратура, другие организации.
Выходит, без архива государство и общество не может обойтись. Большая ответственность лежит на тех, кто систематизирует и хранит документы. Прежде всего в деле архивариусов ценится порядок. Здесь имеется картотека фондов с описями дел, чтобы облегчить поиск. Это помогает сотрудникам быстро находить нужные сведения. Но бывает, когда человеку нужно подтвердить 30-летний трудовой стаж, — приходится переворошить до 50 — 60 дел. При этом требуется предельная внимательность. Коллеги Елены — Наталья Хроменкова, Юля Слабоус и Александра Тараторина — таким качеством обладают, работают на совесть.
Архивный отдел Брянского района высоко котируется в профессиональном сообществе. Сюда обращаются за консультациями. На базе отдела планировали даже провести семинар.
Парадокс, но информационные технологии наши архивы пока обходят стороной. Но дело это не безнадёжное. Елена Викторовна рассказала, что на федеральном уровне создана для архивного фонда компьютерная программа. Поэтапно она внедряется.
Александр КАЗАКОВ.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!