День начала Великой Отечественной войны с фашистской Германией 22 июня 1941 года стал для нашего народа Днём памяти и скорби. 

«День беды», так мы назвали свой киножурнал, состоявшийся в Меркульевском Доме культуры на Воинской. В его содержании приведены воспоминания очевидцев и участников этой войны. А отзвуки былых сражений дают о себе знать и в настоящем.

Лишь недавно жители Мичуринского сельского поселения узнали имя неизвестного лётчика, упавшего в лесной массив на самолёте в марте 1943 года. Как это было, мы знаем из воспоминаний очевидцев. В Елисеевичах в то лихое время находилась немецкая воинская часть. В одном из домов села расположился штаб оккупантов. Повсюду сновали полицаи. К упавшему самолёту первыми добрались именно они и успели уже обшарить мундир пилота, похитив его документы. Затем к самолёту сбежались местные ребятишки и жители. Среди них был Евгений Синицын. Он на всю жизнь запомнил как, желая выслужиться перед немецкими офицерами, полицай стрелял в мёртвого пилота. Но, вопреки своим ожиданиям, получил лишь увесистую оплеуху. Далее тело пилота исчезло. По всей видимости, постарались полицаи.

Шёлк от парашюта пилота пошёл на платья местным модницам. Дюралевые элементы самолёта долго служили в качестве ограды дворов. В памяти Виктора Зайцева осталось только то, как у его дяди последние останки самолёта были позаимствованы охотниками за цветными металлами.

На месте гибели пилота жители соорудили сначала деревянный памятник. Приходя к памятнику, школьники из Меркульево и Елисеевичей отдавали воину почести. Как пояснил Юрий Финогенов, до 1980 года почести проходили под звуки пионерского горна и барабанную дробь.

Только в 2015 году стало ясно, что 27 марта 1943 года в  лесном массиве у села  Елисеевичи погиб штурман бомбардировщика ИЛ-4 младший лейтенант Голубчиков Анатолий Капитонович. Позже выяснилось, что на борту бомбардировщика находилось пять человек. Командовал экипажем лейтенант Кацюк. Самолёт был подбит немцами. Мотор загорелся. Все члены экипажа воспользовались парашютами и покинули борт самолёта. Командир и фотограф спаслись, их партизаны вывели в часть. Но радист и воздушный стрелок попали в плен к немцам, и были освобождены только после окончания войны.

Так как последний приют лейтенант Голубчиков нашёл на Брянской земле, на территории Мичуринского поселения, памятник ему поставили  в удобном месте, рядом с дорогой Брянск-Смоленск.

Но правильным будет и то, чтобы и на месте его гибели также был поклонный крест. В Меркульеве на Воинской в честь павших защитников Отчизны были зажжены свечи и положены цветы. Они были возложены к памятному месту, в сквере Воинской славы имени Героя Советского Союза Мишкина Н.Т., а также прозвучал реквием «Минута молчания».

Владимир Левин.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!