Существует такое понятие, как третий возраст, и начинается он с выходом на пенсию. Это период свободной и активной жизни. Кто-то записывается на компьютерные курсы, кто-то начинает серьёзно заниматься огородничеством или изучением истории, кто-то совершает поездки  по святым местам…

К таким вот активным людям, не замкнувшимся в себе, и относятся  многие жители нашего района. В этом мне пришлось убедиться 16 июня  во время экскурсии в город-герой Смоленск, один из самых древних городов Руси. В поездку были приглашены ветераны войны и труда, труженики тыла, малолетние узники, активисты районного Совета ветеранов.

Из Брянска мы выехали ранним утром. Шёл сильный дождь, но настроение у всех было приподнятое: автобус чистый, сидения удобные, рядом – медработник. Хорошему настроению пожилых людей способствовало также появление главы администрации Брянского района Николая Николаевича Якушенко — он вошел в автобус вместе с глинищевским активом и обратился к экскурсантам со словами приветствия, пожелав всем счастливого пути и ярких впечатлений.

Чтобы прикоснуться к истории и увидеть события давно минувших дней, вовсе не обязательно иметь машину времени. Для этого достаточно иметь глаза, уши и такого талантливого экскурсовода, как Светлана  Дмитриевна  Ляхова, которую представила участникам поездки председатель Совета ветеранов района Клавдия Петровна Позднякова.

Благодаря эрудиции, свободному владению фактическим материалом, образной речи экскурсовода, мы зримо представили события самых интересных и трагических эпизодов Великой Отечественной войны на всем  пути следования, много нового узнали о судьбе княгини Марии Клавдиевны Тенишевой — русской дворянки, общественного деятеля, художника-эмальера, педагога, мецената, коллекционера, основательницы художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в п. Бежица (сегодня это Бежицкий район Брянска), а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино (сегодня это Смоленская область)…

М.К. Тенишева стала попечителем единственной в Бежице школы, затем основала еще несколько школ в городе и окрестностях. Потом была школа для крестьянских детей в Хотылеве. Все образовательные учреждения создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идет дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату в первую очередь для рабочих Брянского рельсопрокатного, железоделательного, механического завода (впоследствии — БМЗ). Семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли — началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не все. Еще одна немаловажная проблема — досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности. Тенишева организовывает в Бежице театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.

  Тенишевы прожили в Бежице четыре года. Когда срок службы мужа вышел и они уезжали в Петербург, рабочие на руках подкатили их вагон к перрону и, тысячами высыпав на платформу, провожали своих благодетелей.

Слушая рассказы экскурсовода, мы не заметили, как прошло почти четыре часа и мы оказались у цели. Смоленщина встретила хорошей, солнечной погодой, благоприятной для  экскурсии. Значительная часть времени была посвящена экскурсии по мемориальному комплексу «Катынь» — первому в России международному мемориальному комплексу жертвам государственного произвола в СССР. Комплекс был создан двумя государствами — Россией и Польшей, открыт 28 июля 2000 года. Находится  в 18 км западнее Смоленска, в Катынском лесу.

Катынь также получила известность в связи с катастрофой в 2010 году самолёта, на борту которого находилась польская делегация во главе с Президентом Республики Польша, летевшая посетить мемориал.

Через несколько минут наш автобус был уже в Смоленске. Мы не просто любовались архитектурой красивых старинных зданий, памятниками, скверами, цветниками. Мы спешили больше увидеть и узнать.

Древние стены Смоленской крепости, уникальные храмы, памятные места, связанные с обороной города 1609-1611 годов, старые улицы, помнящие ликование Великой армии Наполеона, памятники рассказали нам о нелегкой судьбе, которая выпала на долю славного Смоленска.

Мы узнали много интересного об удивительных людях, прославивших Смоленскую Землю на весь мир! Среди них — гениальный композитор М.И. Глинка, выдающийся поэт А.Т. Твардовский, князь М.И. Кутузов, первый космонавт планеты Земля Ю.А. Гагарин и много других имен.

Неизгладимое впечатление произвёл Свято-Успенский кафедральный Собор, чье великолепие и очарование заставило когда-то самого Наполеона снять шляпу и встать на колено, а немцы во время войны охраняли собор и запрещали его разрушать.

Свято-Успенский собор является кафедральным в Смоленско-Калининградской епархии. Он считается сердцем Смоленска, его символом, главной достопримечательностью.  В Смоленске происходили великие события, но, несмотря на это, до начала XVII века собор сохранял свой первоначальный облик. В 1609 году польский король Сигизмунд III напал на город. Жители, чтобы одолеть врагов, взорвали погреба с порохом, которые находились под Соборной горой. Собор сильно пострадал, в 1675 году его вынуждены были разобрать, так как ремонт был невозможен. 

Собор расположен на Соборной горе и виден почти из любой точки города. Красавец Собор с отливающими золотом куполами по праву считается одним из величественных и знаменитых храмов нашего Отечества. 

Шедевром декоративно-прикладного искусства является резной деревянный иконостас собора, сделанный из липы, с богатой позолотой и иконами. Святыней Успенского собора является плащаница — выдающийся образец древнерусского лицевого шитья, выполненный в 1561 году в мастерской княгини Ефросиньи Старицкой. Главная святыня храма — икона Смоленской Божьей матери Одигитрии. Именно эта икона находилась на Бородинском поле перед началом знаменитой битвы, и сам Кутузов молился перед святым образом о даровании победы.

Восхитила нас и Смоленская крепостная стена, которая является уникальным в своем роде строением для оборонительных целей. Возводилась она с 1596 по 1602 год под руководством зодчего Федора Коня. Закладка проходила в присутствии Бориса Годунова. Смоленская стена поражает своим величием и масштабами: протяженность ее составляет 6,5 км, она опоясывает практически весь старый город, некогда в состав ее входили 38 оружейных башен. К сожалению, постоянные войны не пощадили стену и до наших дней дошли лишь небольшие фрагменты с 17 башнями, но и этого достаточно, чтобы сложить картину ее величия.

О военной славе Смоленска напоминают памятные места, связанные с обороной города 1609-1611 гг., памятники «Героям 1812 года», монумент «Героическим защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года» с бронзовыми наполеоновскими пушками, сквер Памяти героев, Монумент воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, и многие другие. 

К 100-летию победы над войсками Наполеона военное ведомство России организовало конкурс на лучший памятник в Смоленске, посвященный важнейшему событию начального периода войны, когда командующий 1-й Западной армией М. Б. Барклай-де-Толли и командующий 2-й Западной армией П. И. Багратион искусными маневрами вывели свои армии из-под ударов французских войск и соединили их в Смоленске, сохранив таким образом войска для будущих сражений. Победителем конкурса среди 30 представленных работ неожиданно для всех стал никому не известный военный инженер Н. С. Шуцман, убедительнее всех рассказавший об этом историческом событии. «Памятник с орлами» — так стали называть смоляне символическую композицию, которая впечатляет зрителей и сегодня.

Современники так его описывали и толковали: «Памятник изображает каменную скалу, на которой приютилось гнездо — Смоленск; смелый и цепкий галл вскарабкался на скалу; он уже ухватился за гнездо вооруженной рукой, но не беззащитно оказалось гнездо; в нем на страже два орла, изображающих наши две западные армии; один, стоя на краю гнезда, расправил мощные крылья и гневно бьет дерзкую руку галла, другой орел прикрывает гнездо своими крыльями». Надпись на памятнике гласит: «Благодарная Россия героям 1812 г.».

Мы долго находились у этого памятника, фотографировались.

Проезжая по площади Победы, мы, не выходя из автобуса (поджимало время), осмотрели памятник А.Твардовскому и В.Тёркину. Двухфигурная композиция представляет собой поэта-фронтовика и его литературного героя на привале за дружеской беседой. Памятник был отлит из бронзы. Это единственная в стране скульптура, которая изображает автора и его героя вместе.

Заключительным аккордом нашего пребывания в древнем Смоленске стало посещение Художественной галереи. Здание галереи – памятник гражданской архитектуры XIX века. Оно роскошно не только снаружи, но и изнутри: до наших дней сохранилась трехмаршевая парадная лестница с ажурными чугунными ступенями.

Экспозиция Художественной галереи обширна и разнообразна по своему составу. Значительным разделом является коллекция древнерусского искусства княгини М.К. Тенишевой, представленная иконами XV-XIX веков. Среди подлинных шедевров древнерусского искусства псковской иконописной школы – икона XV века «Спас Нерукотворный» и новгородские иконы XVI века «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил», входившие в иконостас, характеризуются простотой композиции, праздничностью колорита, лаконичностью и артистической выразительностью силуэтов.

В числе уникальных экспонатов, ранее находившихся в коллекции Марии Клавдиевны Тенишевой, — иконы «Дмитрий Солунский», «Георгий Победоносец» и «Никита Воин». Образы святых воинов считались покровителями князей и ратных людей, поэтому их изображения нашли широкое распространение в русской иконописи.

Особое место занимают изображения Святителя Николая Мирликийского — одного из наиболее почитаемых на Руси греческих святых. Образ Николая (Николы) запечатлен в иконах XVII века: «Святитель Николай Чудотворец» и «Николай Можайский».

Святыней Смоленска, своеобразным символом города является икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (XVII век), представляющая собой один из списков со знаменитой византийской иконы «Богоматерь Одигитрия». Древнее сказание говорит, что этой иконой Византийский император Константин благословил свою дочь Анну на брак с Черниговским князем Всеволодом. После того как икона досталась по наследству Владимиру Мономаху, он поставил ее в специально выстроенном в 1101 году Смоленском Успенском соборе. С тех пор святыню стали именовать Смоленской. Одигитрия в переводе с греческого — «путеводительница». Она указывает путь духовного возрождения. Богоматерь изображена с Божественным Сыном на руках. В ее глазах и любовь, и страдание, и глубокое смирение перед неизбежностью грядущей судьбы Сына.

Гордость собрания – произведения В.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, В.А. Серова, И.Е. Репина, К.А. Коровина, А.Н. Бенуа, Л.С. Поповой и других мастеров русского искусства.

В середине XIX века Императорская Академия художеств оставалась центром художественной жизни. В ней учились и преподавали мастера, прославившие русское искусство. В их числе яркий представитель романтического маринистического пейзажа, выпускник Академии художеств Иван Константинович Айвазовский. Написанное по всем правилам академической живописи полотно «Лунная ночь на берегу моря» и совершенно не характерный для мариниста Айвазовского сухопутный пейзаж «Зимний обоз в пути», вошедший в живописную серию «Богатства России», – настоящие жемчужины собрания. Успех последней картины на парижской выставке принёс её автору французский орден Почётного Легиона. Оба полотна поступили в музей из коллекции княгини Марии Клавдиевны Тенишевой.

Широко представлены в галерее разные направления отечественной живописи и скульптуры XX века.

На основе усадебных собраний сформировалась обширная коллекция произведений западноевропейских художников, в числе которой примеры итальянской, нидерландской, фламандской, голландской живописи периода расцвета. Имена многих авторов, таких, как Бернардо Строцци, Джованни Пеллегрини, Симон Лютихейс, не часто встречаются в провинциальных собраниях России. Неоспоримой ценностью являются картины испанских художников XVII века, одна из которых принадлежит кисти Франсиско де Сурбарана. Немецкую живопись представляют многочисленные произведения пейзажистов Мюнхенской школы, французскую – мастера от рококо до импрессионизма.

Смоленск интересен во всех проявлениях: и историей, и архитектурой, и достопримечательностями. Уже при первом знакомстве с этим удивительным городом получаешь массу положительных впечатлений.

 

От имени всех участников этой незабываемой поездки в город-герой Смоленск говорю сердечное спасибо депутату Брянского районного Совета народных депутатов Сергею Сергеевичу Кирикову, благодаря спонсорской помощи которого и состоялась эта  экскурсия.

Сергей Сергеевич Кириков — настоящий русский меценат, разносторонность интересов которого поражает; это успешный руководитель, общение с которым настраивает любого человека на оптимистический лад, вселяет уверенность в завтрашний день. Его отличает активная жизненная позиция, твёрдость слова, доброта души и отзывчивый характер. Он — победитель конкурса «С благотворительностью и  милосердием в 21 век», полный кавалер ордена «Мисердие».

Зная, какую огромную финансовую поддержку оказывает С.С. Кириков общеобразовательным и спортивным школам Брянского района, детским садам, областному отделению Российского детского фонда, учреждениям здравоохранения, культуры, социальным учреждениям, одарённым ученикам, малоимущим гражданам и ветеранам, — его можно, думаю, сегодня смело считать в какой-то мере самым настоящим последователем знаменитого мецената и общественного деятеля Марии Клавдиевны Тенишевой.

Спасибо Вам большое, Сергей Сергеевич!

                        М.Я. Шеметов,  ветеран труда.

.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!