О Герое Советского Союза, нашем земляке И.М. Глазове рассказывает старший  научный сотрудник Историко-краеведческого музея Брянского района Валентина ШАТУНОВА.

Иван Матвеевич Глазов родился в 1919 году в п.Чистяково Брянского района, в семье крестьянина. Окончил восемь классов школы, затем курсы электромонтёров. В 1940 году Глазов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиашколу, в 1942 году — Высшую школу штурманов и лётчиков Авиации дальнего действия.

Воевал на бомбардировщике «Ил-4», участвовал в бомбардировках скоплений войск и боевой техники противника на железнодорожных узлах Брянск, Унеча, Киев, Могилёв, аэродромах Витебск, Орёл, Орша, Сеща, Полтава. Он принимал участие в Курской битве, Смоленско-Рославльской, Ленинградско-Новгородской, Белорусской операциях.

Авиация дальнего действия во время войны выполняла задачи как общестратегического характера, так и в интересах различных фронтов во время проведения важнейших операций, действовала на направлениях главного удара, содействуя наземным войскам. К июлю 1944 года гвардии лейтенант Иван Глазов был зам. командира эскадрильи 17-го гвардейского авиаполка 6-й гвардейской авиадивизии 1-го гвардейского авиакорпуса АДД СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года «за успешно выполненные 210 боевых вылетов и проявленные при этом отвагу и мужество» гвардии лейтенант Глазов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Участвовал в освобождении Венгрии, Прибалтики, бомбил Кёнигсберг и Берлин.

Последний боевой вылет, в котором гвардии капитан Иван Матвеевич Глазов погиб, состоялся 30 апреля 1945 года. В этот день полк в составе дивизии наносил бомбовые удары по ж/д узлу и порту на Балтийском море -г. Свинемюнде. Этот важный узел коммуникаций противника был прикрыт средствами ПВО, в нем шла эвакуация войск, техники и населения. Самолёт Глазова был подбит зенитным огнём при отходе от цели после успешного выполнения боевой задачи, но пилот сумел вывести потерявший управление самолет из зоны огня. Видя, что машина вот-вот упадёт, капитан Глазов дал команду экипажу покинуть борт самолёта. Сам же до последнего момента оставался в воздухе, стараясь выиграть секунды, чтобы спасти жизнь членов экипажа. Когда капитан убедился, что все они покинули самолёт, сам он уже не смог воспользоваться парашютом — слишком малая высота… Оставшихся в живых  штурмана, стрелка-радиста и воздушного стрелка подобрали наши наступающие войска. Лётчика с ними не было. Он погиб вместе с самолётом. Похоронен в братской могиле в г. Бялы-Бур Западно-Поморского воеводства Польши.

Виктория БУРОВА.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!