Задержавшаяся сверх всякого приличия зима всё-таки решилась вступить в свои права, показав на исходе января свой крутой нрав. Что оказалось на руку организаторам квеста (такое вот английское словечко, обозначающее приключенческую игру), проведенного в п. Мичуринский Историко-краеведческим музеем Брянского района при содействии управления культуры, молодёжной политики и спорта. Темой игры накануне даты прорыва блокады Ленинграда – символа стойкости, мужества и веры нашего народа в Победу над врагом — стали те давние события.
Строящаяся напротив музея высотка, от которой стартовали команды Молодёжного Совета Брянского района и филиала Брянского государственного аграрного университета, отдалённо могла бы в воображении участников игры ассоциироваться с разрушенным бомбёжкой зданием. Что придавало игре эффект реальности. А затянутый морозной дымкой солнечный диск, застывшие на холоде кусты, голые кроны лиственных деревьев и съёжившиеся от пронизывающей стужи сгруппировавшиеся в сквере у ДК ели, хрустящий под ногами снег и кажущиеся в такой обстановке покинутыми людьми здания этот эффект усиливали. Как было не вспомнить документальные кадры кинохроники блокадного города! На них обессиленные люди, стоя на льду на коленях, черпают из проруби воду, мимо на санках везут к месту захоронения умершего родственника или соседа по квартире…
Одним словом, погода в воскресенье была похожа на ленинградскую военных лет – мороз пробирал до костей. Особенно доставалось рукам и ногам, когда приходилось по ходу игры останавливаться. А участники квеста остановки в обозначенных на схеме движения пунктах делали много раз — в ходе выполнения полученных от директора музея Антонины Сергеевой заданий.
Всего предстояло пройти восемь точек. За каждое задание давались баллы. В первой предстояло по перехваченной случайно шифровке угадать населённый пункт, где немецкое командование планировало разместить артиллерийские батареи. Во второй, обозначенной как штаб, — найти карту и определить, могли ли орудия, размещённые в 30 километрах от города, доставать до него. После этого команды как бы переместились на острова Зеленцы на Ладожском озере. Перед ними стояла задача предотвратить диверсии на «дороге жизни».
Для этого нужно было правильно расположить наблюдателей. В четвёртом пункте предстояло за отведённое время настроить бинокль, выбрать правильное направление к Ленинграду и отметить его на карте.
А затем игра переместилась в музей. Здесь представители команд получили задание отмерить норму хлеба, положенную иждивенцам. Предлагалась буханка хлеба, нож и весы. Как оказалось, молодые люди и в своей фантазии не могли предположить, что ленинградский хлебный паёк так мал. Всего 125 граммов…
Последовавшая викторина завершила игру. Отвечая на вопросы Антонины Яковлевны, участники рассказали, почему вначале Гитлер планировал уничтожить именно Ленинград. Оказывается, город-порт рассматривался как благоприятная база снабжения, и после его взятия задумывалось обойти наши войска с флангов. Город же выстоял.
Необычно суровой выдалась зима 1941 года. Чудовищным испытанием для жителей дополнительно к голоду явилось отсутствие в домах отопления. Особенно тяжело пришлось оставшимся без родителей детям. Дневник ленинградской школьницы Татьяны Савичевой стал документальным свидетельством выпавших на долю ленинградцев испытаний. Они, несомненно, – герои. Ребята правильно назвали имя девочки-подростка, задокументировавшей смерть своих родственников и свою. Назвали фамилию Дмитрия Шостаковича, написавшего Седьмую Ленинградскую симфонию, ответили на другие знаковые вопросы на тему блокады города на Неве, длившейся 872 дня — с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.
После завершения игры её участники не спешили расходиться по домам, несмотря на воскресный день. В районном музее многие из них оказались впервые — и были впечатлены увиденным. По их просьбе сотрудник музея Андрей Мазуркевич провёл в зале, посвящённом Великой Отечественной войне, экскурсию. Подробный рассказ о 50-й Армии, подрыве партизанами Голубого моста, о бое у деревни Зайцев Двор, об оружии и боеприпасах Красной Армии дополнил впечатления, полученные в ходе этой игры.
Александр КАЗАКОВ.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!