Все дальше и дальше уходит в историю Великая Отечественная война. Но много событий осталось в памяти народной: Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская дуга, битва под Москвой, Берлинская операция… Каждый год мы вспоминаем поименно всех: и живых, и мертвых. Я хочу рассказать о своей маме – Курбатовой Анастасии Ивановне.
В нашем поселке Пальцо Анастасию Ивановну знали как партизанку Настю. Скромная, трудолюбивая женщина, трудной, но счастливой судьбы. Двух детей с мужем вырастила, двух – без него. Больше тридцати лет мы прожили в однокомнатной квартире – мама и нас четверо детей, да еще больной муж: сказались военные раны. Уже через много лет семье дали квартиру с санузлом и водопроводом в деревянном доме. И это человеку, который прошел войну!
Мама не очень любила вспоминать войну, но мы просили, и она рассказывала.
История той трагедии складывалась из судеб простых советских людей, судеб моих родителей и их семей. Анастасия Ивановна родилась в деревне Лбы Навлинского района Орловской области. Девичья фамилия мамы Котова. Семья была большая, дружная. Отец – Котов Иван Алексеевич, мать – Евдокия Яковлевна. Они были крестьянами, всю жизнь работали на земле. В семье было четверо детей: две девочки и два мальчика. Среди них росла дочь Настя, которая родилась в 1919 году. Окончила в своей деревне начальную школу, а в деревне Чичково – 5-6 классы. Старший брат Тихон был опорой для родителей, следил за младшим братом и сестрами. Помогал ухаживать за хозяйством. Много работали в поле, дети собирали ягоды и грибы. В 30-е годы по всей стране шло создание колхозов. В деревне был организован колхоз «Объединенный труд», где трудились отец и мать.
После окончания семилетки в 1936 году Настя приехала в Пальцо вместе с подругой Сашей Хомочкиной. Определились на курсы трактористов и комбайнеров. Они последовали примеру знаменитой трактористки довоенных лет Паши Ангелиной. Окончили курсы хорошо и остались работать на местном торфопредприятии. Трудились наравне с мужчинами. Их ставили в пример другим.
Девчата были веселые, задорные, любили петь, плясать.
Здесь Настя познакомилась с Василием Егоровичем Курбатовым. Для нее он был просто Васей, Васильком. Поженились, но мужа призвали в армию. Расставание затянулось на всю войну.
1941 год. Началась война. Когда фронт стал приближаться к Брянщине, предприятие эвакуировали. Настя погнала свой «Нати» в Смоленск, а потом вернулась в Пальцо. Тихо стало в поселке, тревожно и опасно. Решила вернуться в родную деревню.
Деревня, как перед бурей, притихла, сжалась. Немцы вошли на танках, пришла новая власть. Фашисты спешили на восток, по пути сея смерть, разрушая города и села. Расстреляли бывших активистов, семью брата отца.
По рассказам мамы, к ним в деревню пришли три красноармейца, которые вырвались из окружения. Настя вместе с мамой прятала их, несмотря на то, что за укрывательство солдат и партизан им грозил расстрел. Молодежь деревни создала подпольную организацию, в которую вошла и Настя. Они писали листовки, собирали сведения, оружие…
Но молодые люди понимали, что делают они очень мало. Решили влиться в партизанский отряд, который базировался в Клюковниках. Этот отряд организовали те красноармейцы, которых спасла семья Насти. Пошли туда, но попали под обстрел. Один снаряд упал рядом с Настей. Ее отшвырнуло взрывной волной, и она потеряла сознание. Пришла в себя уже в Навлинской тюрьме у немцев. Пленных готовили к отправке в Германию. Их погрузили в вагоны и повезли в Белоруссию. Остановились на станции Молодечно. Ночью наша авиация бомбила станцию, а партизаны разгромили фашистский гарнизон и вывели людей в лес. У Насти болели ступни, она почти не ходила, до леса добралась на коленях. Ползла к своим в крови и слезах, ползла, стиснув зубы. Так она оказалась в отряде имени Григория Котовского, где попала в разведку. Стреляла из винтовки, автомата, бросала гранаты, совершала многокилометровые переходы. Вот где пригодились ее выносливость и умение осторожно и неслышно ходить.
Их отряд держал под контролем шоссе Плешеницы – Лога, ближайшие железнодорожные дороги, станции. Бывало, минируют парни железнодорожное полотно, а Настя с другими разведчиками прикрывает их. Пустят состав, другой под откос, подорвут автомашину с боеприпасами или живой силой – задание выполнено. Можно в отряд возвращаться, смело смотреть товарищам в глаза.
В свободное время партизаны занимались своими делами: кто-то разговаривает, кто-то чистит оружие, а другие тихо поют песни, вспоминая свой дом, семью, детей. Настя мечтала о том, как встретится со своим Васильком и какая жизнь будет после войны. А сейчас надо бороться против захватчиков за свою Родину, за свой край, за свой дом, за свой народ.
Вокруг стоял непроходимый лес. Он, как страж, охранял партизан, их сон. Лес тоже хранит свои рассказы о мужестве и смелости партизан.
Всякое случалось в боевой жизни Насти. Приходилось, отстреливаясь, уходить в чащу леса, стрелять в наседавших овчарок, часами сидеть в болоте, на морозе, поджидая поезд, автоколонну врага. А еще трудные километры нести раненых. Однажды она везла раненых в объединенный партизанский госпиталь. Двигались в основном вечером и ночью. Успешно справилась и с этой задачей. И все это выпало на ее долю в 22 года жизни.
Память хранит 16 июля 1944 года. В этот день в освобожденном Минске состоялся партизанский парад. Как они пели и танцевали: русские, белорусы, украинцы, грузины, армяне, евреи. Как смеялись от радости и плакали по погибшим товарищам! Как радовались освобождению родной земли! Победу встретила в Брянске.
Анастасия Ивановна награждена медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени, юбилейными медалями. Вернулась в Пальцо, трудилась трактористом, затем работала в магазине.
Мама прожила 93 года.
Валентина Декапольцева.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!