Анастасия Гавриловна Хомякова ждала гостей, и первые минуты чуточку волновалась, заставив также поволноваться за себя и дочь Галину Мороз, работающую педиатром в Глинищевской ЦРБ, — у мамы давление. Всех детей у нашей героини трое. Все — дочери и работают врачами. А сама сорок лет отдал…
Анастасия Гавриловна Хомякова ждала гостей, и первые минуты чуточку волновалась, заставив также поволноваться за себя и дочь Галину Мороз, работающую педиатром в Глинищевской ЦРБ, — у мамы давление. Всех детей у нашей героини – трое. Все — дочери и работают врачами. А сама сорок лет отдала почте, где возглавляла местное отделение. Можно предположить, что на выбор её гражданской специальности повлияла военная. На войне, как это ни противоестественно звучит применительно к женщине, Анастасия Гавриловна воевала связисткой.
В минувший вторник, 10 января, Анастасии Гавриловне исполнилось 90 лет. Она 1922 года рождения. Общеизвестно: война всей своей тяжестью легла на плечи родившихся в начале двадцатых. Немногие из них дожили до Победы. Хомяковой просто повезло выжить, пройдя к тому же Сталинград. Да дожить после всего до таких почтенных лет! Сегодня каждый такой юбилей для нас значим. Естественно, что поздравить ветерана с 90-летием пришли представители власти и общественность. Это управляющий делами администрации Брянского района Константин Завьялов (к слову, сам бывший воин-«афганец»), председатель Брянского районного Совета ветеранов Клавдия Петровна Позднякова, инспектор ВУС Глинищевского поселения Татьяна Новикова, председатель Совета ветеранов поселения Иван Иванович Горный. Они вручили ей цветы и подарки.
Поздравление вместе с угощением гостей заняло немного времени. Зашёл разговор о прошлом, о войне. Анастасия Гавриловна, оказывается, местная. Родилась неподалёку — в селе Граки: «Это в шести километрах отсюда, за Опаханью», — махнула она рукой в направлении давно несуществующего села. И с горечью добавила: «Красивое было село. Да немцы сожгли».
Мама Хомяковой Мария Фёдоровна Дмитриева до войны учительствовала. Дочь росла, считай, без отца, умершего в 29 лет. До войны закончила ФЗО и год успела поработать на заводе им. Кирова. Потом месяц перед отправкой в эвакуацию рыла противотанковые рвы. В Сталинграде с молодёжью сразу же провели комсомольское собрание и обратились к девушкам с просьбой сесть за трактор. Откликнувшихся обучили и направили помогать колхозам. Анастасия Гавриловна в ту первую и последнюю в своей жизни посевную вспахала и засеяла 100 гектаров озимых.
В 1942 году фронт отодвинулся до Волги. Фронту были нужны связисты. И, поносив недолго комбинезон механизатора, она облачилась в мужскую военную одежду, поскольку женской формы не было.
В городе велись ожесточённые уличные бои. Дрались буквально за каждый дом. А хрупкая девушка с тяжёлой катушкой на плече под бомбами и обстрелам тащила, бывало — и по трупам, телефонный провод, налаживая связь. Во время одного из таких рейдов её ранило…
От Сталинграда фашистов погнали на Запад. До самого Берлина, где бои шли сравнимые со сталинградскими. Анастасия Гавриловна делится впечатлениями: «Я ведь Рейхстаг видела… Купол огромный такой. И наше знамя наверху…»
А больше всего запомнился ей бал в честь Победы, в котором участвовали и командиры, и рядовые. Девушкам выдали плиссированные юбки фиолетового цвета, блузки, передники. Парикмахеры сделали причёски. Впервые многие пользовались помадой и прочей тогдашней косметикой. На том балу им на лотках подносили мороженое. А девушки смотрели мимо… Какое мороженое, когда нестерпимо хотелось танцевать!
Взятием Берлина война для Хомяковой не закончилась — продолжилась на Дальнем Востоке, где велись бои с японцами. И только после капитуляции милитаристской Японии она вернулась на родину. Где теперь ей на радость у неё растут три внука, три внучки, правнук и правнучка…
Александр КАЗАКОВ.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!