Это сегодня аббревиатура МТС, как правило, ассоциируется с одним из ведущих операторов сотовой связи. Для поколений довоенных и послевоенных лет она имела совсем другой смысл – машинно-тракторная станция. В период коллективизации сельского хозяйства именно эти государственные социалистические предприятия на договорной основе обслуживали экономически слабые колхозы, не имевшие механизаторских кадров и средств для покупки «железных коней».

Известно, что первая МТС была создана в Одесской области в 1928 году. В 1929 году XVI конференция ВКП(б) определила МТС как одну из главных форм производственной смычки с колхозным крестьянством. 5 июня 1929 года Совет труда и обороны СССР принял постановление «Об организации машинно-тракторных станций». С этого времени в селе и началась «эра МТС», продолжавшаяся до конца 50-х годов. В 1929-1930 годах в стране было 260 МТС,в 1932-м – 2446, в 1937-м – 5818, в 1938-м – 6350, в 1940-м – 7069. Повсеместное использование МТС облегчило крестьянский труд, позволяло получать высокие урожаи.

Впервые Брянская МТС (с. Глинищево) упоминается 16 мая 1934 года, хотя отдельные трактора появились в Брянском районе еще в 1930 году. 13 января 1931 года пленум Брянского райисполкома, поддержав инициативу газеты «Брянский рабочий», принял обращение о сборе денежных средств для МТС, строительство которой оценивалось в полтора миллиона рублей. Так, денежные средства поступали от жителей населенных пунктов Меркульево, Журиничи, Любохна, тружеников колхозов и совхозов. При активном участии трудящихся машинно-тракторные станции были построены в Брянском и  других районах области. Именно они сыграли неоценимую роль в восстановлении разрушенного в ходе войны сельского хозяйства. МТС просуществовали до 1958-1959 годов, сельскохозяйственную технику передали колхозам. Сами станции сначала были преобразованы в ремонтно-технические станции, а впоследствии – в отделения «Сельхозтехники».

Вспоминает мой отец, Федоренков Федор Михайлович: «В Брянскую МТС я пришел работать по направлению колхоза «Парижская коммуна» села Дарковичи в 1949 году. Директором был Яшенин Петр Матвеевич, который пользовался большим уважением. За глаза мы все называли его «наш Матвеевич».

На курсах при МТС выучился на тракториста, получил соответствующее свидетельство. Интересно, что кроме ведущих предметов — трактора СХТЗ и «Универсал», слесарное дело, сельскохозяйственные машины и организация машинопользования — в программу обучения в обязательном порядке входили политзанятия.

Несмотря на то, что мы изучали устаревший колесный трактор «Универсал» (выпускал Ленинградский Кировский тракторный завод), после войны на МТС их уже не было. Работали на пахотных колесных тракторах СХТЗ (ХТЗ) 15/30 (выпускал Харьковский тракторный завод). Этот трактор при вспашке уверенно тянул за собой двух- и даже трехкорпусный плуг. Двигатель у него был карбюраторный четырехтактный, имел 3-скоростную коробку передач, работал на керосине. При хорошо отрегулированном магнето заводился хорошо, в некоторых случаях применяли для его пуска небольшое количество бензина.  Как раз такой стоит на постаменте в Глинищеве у отделения «Сельхозтехника».

После войны в МТС трактористами работали жители Дарковичей: братья Михаил и Иван Кузнецовы, Туляковы — Егор, Александр, Владимир, Александр, Григорий и его сын Анатолий, Сергей Фомичёв, Виктор Савинов, жители Буды: два Александра Пузачевых (различали по прозвищам «Тимур» и «Счетоводов»). Возможно, кого-то не вспомнил. Прицепщиками на каждом тракторе, как правило, трудились девушки того колхоза, где мы в тот момент работали (села Пупково, Доманово, Радица и др.). Лично мне пришлось весной 1950 года пахать в селах Пастушье, Чайковичи, Буда. Правление колхоза определяло нас, трактористов, на постой в конкретный дом, где мы ночевали и питались. Рассчитывались с нами после уборки урожая зерном и небольшой суммой денег.

Хорошо помню уборочную 1950 года. Зерновые (в основном рожь) жали и вязали в снопы женщины. Снопы тут же складывали в копны. На поле привозили молотилку, которую через систему шкивов подключали к трактору ХТЗ, и таким образом происходил обмолот зерна. На молотилке работал участник Великой Отечественной войны житель с. Дарковичи Илья Кузнецов.

В октябре 1950 года меня призвали на военную службу (принимал участие в Корейской войне 1950-1953 годов). После демобилизации вакансий тракториста в Брянской МТС не было, пошел на БМЗ, где и проработал до самой пенсии.

О работе в Брянской МТС остались светлые воспоминания — замечательный руководитель, дружные товарищи-трактористы, уважительное отношение колхозников к этой профессии. Работали не за страх, а за совесть».

Машинно-тракторные станции ушли в историю, но в наши дни нужно отдать должное механизаторам и слесарям этих предприятий, потому что наряду с колхозниками они тоже кормили нашу страну в трудное для нее время. Их исключительно положительный опыт позже использовался в некоторых социалистических странах и в 80-е годы – в Республике Афганистан.

Геннадий Федоренков.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!