Среда. Питерское время — начало восьмого утра. Оторвавшийся от взлетно-посадочной полосы точно по расписанию «Airbus-319» уже превратился в изумрудную точку среди серого неба Северной столицы — из аэрогавани «Пулково» вылетел четвертый рейс авиакомпании «S7 Airlines» по маршруту Санкт-Петербург — Брянск. 54 пассажира предпочли короткий воздушный путь в удобных самолетных креслах, чтоб менее чем через полтора часа оказаться в международном аэропорту «Брянск».

С генеральным директором воздушных ворот нашего региона Александром Саем мы стоим у кромки взлетно-посадочной полосы. Человек, трудящийся в авиации с 1974 года, прошедший должности от инженера до руководителя, увлеченно рассказывает о судьбе своего предприятия и о тех трудностях, которые еще недавно грозили брянскому аэропорту банкротством.

— Когда меня приглашали на должность директора, вообще решался вопрос, существовать ли предприятию. Но потерять такой объект, как международный аэропорт, — это из разряда нереального. И правильно было принято решение Губернатором, что необходимо восстановить работоспособность и платежеспособность предприятия. В течение января-марта была подготовлена программа развития предприятия и предварительно просчитана задолженность, — рассказывает Александр Тадеевич.

А долгов аэропорт успел поднакопить с лихвой: по налогам и сборам — 26 млн., по взносам во внебюджетные фонды — 53 млн. рублей, перед поставщиками — 98,5 млн. рублей и 19 млн. рублей — заемных средств. К этому следует прибавить обязательства по судебным решениям. Общая сумма кредиторской задолженности перевалила за 225 млн. рублей. Парадокс в том, что долги стали копиться буквально с момента образования в 2008 г. ОАО «Международный аэропорт «Брянск». Компания, бывшая совладелицей предприятия и занимавшаяся закупками, выбрала оригинальную бизнес-стратегию: с поставщиками по договорам обычно 50% платили сразу, а 50% — обещали потом, но зачастую не делали этого. Например, Уральский завод пожарной техники ожидает платы за поставленное оборудование как раз с 2008 года.

К счастью, региональные власти вмешались в ситуацию. По инициативе Губернатора Александра Богомаза Брянская областная Дума одобрила изменения в бюджет и направила 324 млн. рублей на финансовое оздоровление международного аэропорта «Брянск». Из них 225 млн. уйдет на погашение кредиторской задолженности, а 99 млн. рублей — на текущую деятельность предприятия, ремонт искусственных покрытий аэродрома, приобретение специальной техники и оборудования для аэропорта.

Прямо в эти дни уже началась проплата долгов по налогам во внебюджетные фонды и по судебным решениям — порядка 85 млн. рублей уже ушли. С кредиторами ведется работа по сверке претензий, и после всех уточнений деньги наконец поступят и им.

За нашей беседой в небе показался зеленый треугольник, который по мере снижения принимал очертания самолета. Смотрю на часы — 8.15, хотя заявленное время прибытия — 8.45. Получается, даже сэкономили на перелете 30 минут времени. Хотя чему удивляться — «Airbus-319» имеет максимальную крейсерскую скорость 820 км/ч, так что преодолеть по прямой 785 км, разделяющих Брянск и Санкт-Петербург, для него не составляет труда.

Еще несколько минут — шасси касаются брянской взлетно-посадочной полосы, заруливание, остановка, и перелет завершен. Трап с надписью «Международный аэропорт «Брянск» подъезжает к дверце, и через пару минут довольные быстротой и комфортом авиаперелета пассажиры спускаются с борта авиасудна.

Впечатления позитивные. Кто-то возвращается из командировки и доволен, что уже утром оказался в родном Брянске, а не тратил 14 часов на поезде, кто-то транзитом через Санкт-Петербург прилетел к родственникам в нашу область из Сибири. Последними с трапа сходят мама с дочкой лет 5-6. Ребенок улыбается, видно, что перелет ей понравился. Уже на перроне они останавливаются, и мама делает фото дочурки: улыбающаяся девочка на фоне изумрудного «самолетика» — уж такая фирменная раскраска у всех самолетов «S7 Airlines», яркая и позитивная.

Я же интересуюсь у Александра Тадеевича, в каком состоянии взлетно-посадочная полоса брянской авиагавани, ведь не секрет, что после первых сообщений весной о возобновлении рейсов в социальных сетях и некоторых СМИ появилась информация, что покрытие не в лучшем состоянии.

— Институт «Аэропроект» провел обследование взлетно-посадочной полосы, — комментирует Александр Тадеевич, — ремонтные работы предложили разбить на два этапа: текущий ремонт нашими силами, чтобы убрать все критические моменты и дать возможность выполнять полеты судов с низкорасположенными двигателями (к слову, именно к таким принадлежит «Embraer 170» — еще одна марка самолетов, которая будет работать на рейсе. — Авт.), что уже выполнено на сегодняшний момент. Второй этап — проведение тендера на дальнейший ремонт взлетно-посадочной полосы.

Пока самолет, уже своей посадкой доказавший качество проведенных ремонтных работ, ожидал начала посадки на обратный рейс, Александр Сай долго и подробно рассказывал о том, что благодаря позиции региональных властей удалось качественно и в срок привести взлетно-посадочную полосу в надлежащее состояние. Благодарил дорожников и даже «Мираторг». Оказалось, агрохолдинг также крайне заинтересован в развитии брянского аэропорта, оттого его руководство помогало оборудованием и материалами. Всего было уложено и отремонтировано более 500 кв.м покрытия.

Вообще создалось впечатление, что наконец международному аэропорту «Брянск» стало везти. И прежде всего с компанией-партнером. «S7 Airlines» — второй в стране авиаперевозчик, к тому же имеющий внушительный авиапарк. Другое важное преимущество для пассажиров — компания проводит политику развития транзитного авиасообщения. Например, из Брянска любой желающий может быстро долететь до Санкт-Петербурга, а там пересесть на следующий рейс. Так, «S7 Airlines» с партнерами из аэропорта «Пулково» осуществляет прямые рейсы в европейские Зальцбург, Берлин, Баку, Афины, Минск, Пекин, Кишинев, Цюрих и российские Архангельск, Калининград, Калугу, Мурманск, Новосибирск, Сыктывкар и Ярославль. При этом, сдав багаж в Брянске, вам не надо о нем беспокоиться, он автоматически будет перенаправлен на борт стыковочного рейса.

Еще больше направлений из московского аэропорта «Домодедово»: 119 маршрутов, из которых 49 — в другие регионы России. Интересуюсь у Александра Тадеевича, станет ли Брянск 50-м, чтоб можно было прямиком летать до столицы?

— С августа-сентября «откроют», наверное, Москву. Сейчас изучают загрузку действующего направления. Пока будут увеличивать частоту рейсов в Санкт-Петербург. С июня — рейсы в Симферополь. Договоры у нас уже подписаны. Также ведем переговоры, чтоб рейсы на Анапу и Сочи выполнять, сейчас вопрос на стадии проработки.

Пока техники готовят «Airbus-319» к вылету, ведем беседу о ценах, покупке билетов и пассажиропотоке. Благодаря госсубсидированию авиабилет Брянск — Санкт-Петербург обходится пассажиру от 2,5 до 4,5 тысячи рублей — тут все зависит от даты вылета и покупки. Ценник объективно сопоставим с железнодорожным: плацкарт — от 2 тыс. руб., купе — более 3 тыс. руб., люкс — 5,5 тыс. руб. При этом авиаперелет экономит 13 часов пути.

Очевидно, такой же анализ сделали и 93 человека, решивших отправиться в этот день из Брянска в Северную столицу на борту «Airbus-319». Несмотря на то, что с 7 мая, когда состоялся первый рейс, прошло лишь 10 дней, авиаперелеты по средам и воскресеньям уже вызывают интерес. Приобретали пассажиры билеты по-разному: кто-то в турагентствах, кто-то самостоятельно через сайт авиакомпании, несколько человек — в самом аэропорту: для удобства пассажиров в дни вылета производится допродажа.

Как шутили пассажиры, ожидая вылета, теперь, если в голову пришла спонтанная мысль погулять по набережной Невы, посетить Эрмитаж или Мариинский театр, осуществить такую культурную программу гораздо быстрее и проще. Авиасообщение делает к нам ближе многие города России. Поразмыслив, понимаешь, что если из Брянска понадобилось добраться, например, до Новосибирска, Сыктывкара или Владивостока, то теперь выгоднее лететь транзитом через Санкт-Петербург, чем, как раньше, на поезде ехать до столицы и вылетать оттуда.

Двери здания аэровокзала открылись, и пассажиры пошли на посадку. В 9.25, как и было указано в расписании, «Airbus-319» оттолкнулся от брянской взлетно-посадочной полосы и взял курс в город на Неве. Авиасудно неспеша превращалось в изумрудную точку. Самолет, ушедший на взлет, оказался метафорой для международного аэропорта «Брянск», ведь у него теперь тоже полет нормальный.

 

Георгий АЛЕКСАНДРОВ.

«Брянский рабочий» № 19 от 18.05.2017

P.S. С Александром Тадеевичем мы еще долго говорили про перспективы предприятия. Возобновление чартерных рейсов на южные направления, развитие грузоперевозок, меры по совершенствованию комплекса и инфраструктуры. В редакции я оказался часа через полтора, взглянул на часы — 11.30, значит, пассажиры рейса Брянск — Санкт-Петербург уже прилетели в «Пулково».

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!