Сазонова Нина Михайловна родилась в 1921 году в д. Сосновка, Выгоничского района Брянской области. Школу окончила в 1936 году — в Бежице. В 1939 году окончила Трубчевское педагогическое училище. До начала Великой Отечественной войны работала учительницей — в семилетней школе с. Удельные Уты под Выгоничами.
Нина была дочерью Мазиной Анны Ивановны от первого брака, с детства росла и воспитывалась в семье Мазина Сергея Николаевича и Анны Ивановны вместе с сестрами Александрой и Лидией. После начала войны родители и сестры Сазоновой Н.М. (Мазиной Н.) эвакуировались, а она сообщила родителям, что остается для подпольной работы.
В архивном фонде «Брянский штаб партизанского движения» в деле «Историческая справка партизанского отряда им. Героя Советского Союза Филлипа Стрельца» имеются сведения, что Сазонова Н.М. (Мазина Нина) была разведчицей в этом отряде с 25 октября 1941 года.
В те суровые годы — быть может, в целях конспирации — Нина назвалась фамилией из той семьи, где выросла и воспитывалась. К сожалению, жизнь и судьба Сазоновой (Мазиной) Нины коротка и трагична, о чем описано в историко-документальных книгах о партизанском движении на Брянщине: Анищенко Е.Н. «Партизанская республика» 1992 г., Власов Ф.А. «В лесах непокоренной Брянщины», Мосин А.Ф. «Дневник партизана: воспоминания», а нам было известно из рассказов бабушки Анны Ивановны и её сестёр.
В канун 70-летия Великой Победы семья будет ходатайствовать об увековечении памяти Сазоновой Н.М. (Мазиной Нины) на Мемориальном комплексе «Партизанская поляна» в Брянской области.
С уважением,
Яценко Игорь Анатольевич.
Сегодня мы еще раз возвращаемся к воспоминаниям бывшего комиссара партизанского отряда имени Лазо С. Клочковича о молодой девушке-разведчице, опубликованным в газете «Деснянская правда» в № 11 от 24 января 1967 года.
Надеемся, что имя Нины Сазоновой наравне с именами других участников партизанского движения на Брянщине будет увековечено на Стене памяти мемориального комплекса «Партизанская поляна» .
К декабрю 1941 года наш партизанский отряд, которому позже было присвоено имя Лазо, насчитывал свыше 50 человек. В нем состояли местные жители, советские и партийные работники и красноармейцы-окруженцы. Это был период развертывания партизанской войны на Брянщине.
В то время наш отряд встретился с военным партизанским отрядом, которым командовал Стрелец, состоявшим из 18 человек военных-окруженцев. В нем была одна девушка — Нина Сазонова. Нина родилась в селе Сосновка, перед войной два года работала учительницей Утынской семилетней школы. В отряде комсомолка была разведчицей и санинструктором.
Это были дни битвы под Москвой. Оккупанты открыли движение по железной дороге Гомель-Брянск. По ней непрерывно шли поезда с живой силой и техникой на фронт, а обратно — с военной добычей и ранеными. Каждый поезд, дошедший до линии фронта в срок, усиливал противника, а застрявший в пути или сваленный под откос, — ослаблял силы врага. Это прекрасно понимали партизаны.
Командир отряда Стрелец предложил нам начать рельсовую войну и провести совместную операцию. Выбрали объект диверсии — мост на реке Свень. Поскольку здесь дорога была двухколейная, то и взрывать надо было одновременно два моста.
4 декабря отряд Стрельца, усиленный командой нашего отряда им. Лазо, выступил на боевое задание. К вечеру следующего дня партизаны вышли к мосту. День был ясный, морозный.
С опушки леса партизаны увидели мост. На нем маячили три фигуры с винтовками. Первой вызвалась приблизиться к охране комсомолка Нина Сазонова. Она одела маскхалат и исчезла в кустарнике.
Нина была опытной разведчицей. Она появлялась в населенных пунктах то под видом беженки, то под видом горожанки, идущей обменивать вещи на съестные припасы, то в поисках работы у «новых» хозяев.
Через некоторое время Нина вернулась и доложила, что мост охраняют трое в штатском с белыми повязками на рукавах.
- Значит, полицаи, — сказал Стрелец.
Командир принимает решение:
- Иду один и снимаю охрану. Приготовить взрывчатку.
Он переоделся крестьянином. Одел полушубок и шапку никольского партизана Арсентия Ширикова, подпоясался кушаком, за пояс заткнул топор, в карман полушубка переложил пистолет.
На линию вышел далеко от моста. Когда подходил к охране, его окликнули, но не остановили.
Взойдя на мост, он объяснил охране, что идет в Брянск в депо, желает работать на «новых» хозяев. Полицаи одобрили его поступок и попросили закурить. Стрелец подал им кисет с табаком и бумагу. Полицаи поставили винтовки к перилам моста, свернули папиросы и стали прикуривать. В одно мгновение Стрелец выхватил топор из-за пояса и зарубил их.
Партизаны бросились к мосту, заминировали его. Через 20 минут последовали два взрыва большой силы. Несколько дней немцы ремонтировали этот мост. Поезда застряли на пути к фронту.
Эта операция партизан на железной дороге произошла вблизи станции Брянск-II. Партизаны возвратились в Никольск. Отряд Стрельца остановился в деревне Залядка.
Спустя некоторое время мы узнали, что в Залядке отряд Стрельца принял бой с немецким отрядом и разгромил карателей.
Вот как проходил этот бой.
Вскоре после взрыва моста на реке Свень разведчица Нина Сазонова пошла в Выгоничи узнать, какую реакцию произвела эта диверсия на оккупантов, а заодно разведать силы противника.
К этому времени гитлеровцы имели «своих» людей во многих деревнях, в том числе и в Залядке. Вслед за Ниной в Выгоничи они послали двух женщин. Одну «больную», вторая должна была сопровождать ее. Вместо того чтобы заехать в больницу, они следили за Ниной. Когда она выполнила задание и отправилась в обратный путь, ее задержали полицаи. Так Нина попала в полицейский застенок.
В тюрьме Нина подвергалась страшным пыткам. Ее ставили босыми ногами на раскаленную железную печь, травили овчарками, кололи шилом, но она осталась верной Родине и присяге до последнего дыхания. Не обмолвилась и словом о силе и вооружении своего отряда. Палачи, ничего не добившись, расстреляли Нину Сазонову. В последнюю минуту жизни комсомолка воскликнула: «Да здравствует Родина!», «Смерть немецким оккупантам!»
Предатели рассказали бургомистру, что отряд Стрельца небольшой и с ним легко покончить.
Перед рассветом колонна немцев и полицаев вышла к Залядке с целью захватить партизан врасплох. В 150 метрах от деревни каратели сосредоточились для атаки.
В это время неожиданно заговорил станковый пулемет партизан. Застрекотали автоматы.
Немецкий обоз повернул назад и запрудил дорогу. Немцы пытались загородиться полицаями. Началась невообразимая суматоха. Немцы и полицаи вынуждены были прокладывать себе дорогу к отступлению оружием. Пробка на опушке увеличивалась, а более догадливые бросились вдоль опушки на п. Михайловский.
Так был разгромлен крупный карательный отряд немцев. Каратели бежали, оставив на поле боя убитыми 7 немцев и 1 полицая, многих раненых они захватили с собой. Партизанам достались большие трофеи.
Партизаны потерь не имели.
(Фото из семейного архива И.А. Яценко)
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!