Мой отец, Федоренков Федор Михайлович, родился и вырос в с. Дарковичи Брянского района. В родном селе семью моего отца (родители, две старшие сестры), кроме призванных в Красную Армию старших братьев Кузьмы и Ивана, застала немецкая оккупация. За годы фашистской неволи семья, как и многие наши земляки, пережила страшные лишения – в 1942 году за помощь партизанам каратели сожгли село дотла. В этом же году семья попала в концлагерь «Урицкий-142», где чудом уцелела. После освобождения из концлагеря почти все члены семьи заболели тифом и опять чудом выжили.
Летом 1943 года, после победы на Курско-Орловской дуге, наши войска активно наступали. По свидетельству моего отца и уже умерших родственников-односельчан, к этому времени немцы построили мощную оборонительную полосу выше поймы реки Болва — от теперешнего дома-интерната для престарелых и инвалидов, который находится на северной окраине с. Дарковичи (в сторону Дятьковского района), до п. Чайковичи. Возможно, немецкая линия обороны продолжалась и дальше, в сторону п. Цементного (ныне г. Фокино Дятьковского района). Кроме окопов здесь были оборудованы огневые точки (пулеметные гнезда) из бревен и дёрна. Ниже, в самой пойме, которая была очень заболоченной, в сторону реки были вырублены деревья и кустарник примерно на 600-700 метров.
В середине сентября 1943 года со стороны д. Орловские Дворики, которая находится на противоположном, левом берегу Болвы, небольшое по численности подразделение Красной Армии (возможно, разведгруппа) форсировало реку и в районе Дарковичей вступило в бой с немцами, которые занимали оборону в полосе укрепления. Были убитые с обеих сторон, примерно человек 20-30.
Окончательно Дарковичи были освобождены 16 сентября 1943 года.
Семья Федоренковых возвратилась в родные места на следующий день, 17 сентября, обустроилась во временной землянке. Мой отец, которому на тот момент было 13 лет, хорошо помнит, что убитых в ходе вышеописанного боя наших солдат через несколько дней похоронили в общей могиле, которая представляла собой обычную яму на кладбище с. Дарковичи возле так называемой Харитоновой сосны. Эта сосна стоит до сих пор, местные жители ее хорошо знают. Тела перевезли с поля боя к могиле на телеге и захоронили жительницы Дарковичей — Фокина Анна (по-уличному «Анюха») и несколько других женщин, фамилии которых отец не помнит. При захоронении погибшие были только в нижнем белье. Ходили разговоры, что их форму сняли сами жители. Такое было возможно, так как с одеждой во время войны у гражданского населения было очень плохо. Документов или каких-либо знаков отличия у убитых не было. Всего было похоронено человек десять — пятнадцать. На братской могиле никаких пирамидок со звездой или других надгробных знаков не устанавливали и никак её не обозначили.
Сразу после войны и в последующие годы жители Дарковичей знали, что здесь находится братская могила. Прошло много лет, и на этом месте появились новые захоронения — обычные могилы умерших. Захоронения делали жители других населенных пунктов, не знавшие эту трагическую историю. До сих пор каждый раз, проходя мимо Харитоновой сосны, отец вспоминает о захороненных здесь в сентябре 1943 года наших освободителях.
Из источников, которые мне удалось найти в интернете, следует, что в этом направлении наступала 273-я стрелковая дивизия полковника А.И. Валюгина.
Что касается погибших немцев, то их трупы так и не были преданы земле.
Сейчас моему отцу 85 лет, часто болеет, живет в своем родном селе. Тех, кто знает эту историю, уже не осталось в живых. В преддверии Дня освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков хотел бы поделиться этой информацией с земляками-брянцами, чтобы мы помнили о том страшном времени и о павших при освобождении Дарковичей героях. Память о них – это не только воиские мемориалы и памятники, но и безымянная могила под Харитоновой сосной.
Г.Ф. Федоренков.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!