По воспоминаниям боевой подруги по партизанскому подполью Екатерины Сафроновой: «Аня с детства была смелая, правдивая, в школе избиралась комсоргом, закончила школу, пошла работать в организацию «Энергосбыт» в п. Белые Берега. Когда началась война, Анне Братской было 16 лет. Дом стоял на окраине посёлка. Родители Пётр и Александра Братские хорошо относились к друзьям дочери, в их доме часто бывали братья Иван и Дмитрий Сафроновы, Шура Короткова, Клава Ильина, Мотя Калужникова и другие».
По воспоминаниям заместителя командира партизанской бригады имени Кравцова по разведке и диверсиям Я. Киселева, опубликованным в газете «Брянский комсомолец» 17.09.1969 года, «ненависть к оккупантам и жажда священной мести переполняли их сердца. Когда в лесу недалеко от поселка нашли агитационную листовку, сброшенную с советского самолёта, которая призывала жителей к организации партизанской борьбы, они решили переписывать её и довести сведения до населения. Ребята разбрасывали переписанные от руки листовки по поселку с риском для жизни. В июне 1942 года при помощи жительницы деревни Сергеевки Антонины Демьяновой была установлена связь с отрядом имени Суворова.
Командование отряда поставило перед Аней задачу создать подпольную группу. Юные подпольщики умело организовали наблюдение за станцией Белые Берега и ни один вражеский эшелон не оставался без их внимания. На основании этих данных фронтовое командование могло делать важные выводы. Через некоторое время партизаны стали снабжать группу магнитными минами, которыми подпольщики стали минировать стоящие на станции вагоны, в результате чего произошло несколько крушений эшелонов противника. Ваня Сафронов устроился в полицию. Имея возможность в ночное время появляться на улице, он разбрасывал листовки. Аня Братская устроилась на работу в управу табельщицей, что давало ей возможность добывать бланки паспортов и других документов для партизан. Анина сестра Нюся собирала данные о размещении фашистского гарнизона в поселке. Переправляли в отряд окруженцев бежавших из плена бойцов и командиров Красной Армии и осевших в Белых Берегах Яшу Зубкова и Максима Шехворостова.
К осени 1942 года в составе группы активно работало уже 30 человек. Но всё же конспирация подполья была несовершенной. В ноябре 1942 года нависла угроза ареста над Аней Братской и Катей Сафроновой. Их срочно выводят к партизанам в лес и зачисляют в разведывательную роту отряда».
До освобождения Брянска в сентябре 1943 года Аня была дважды ранена. Вернувшись в родной посёлок, она не узнала его: отступая, гитлеровцы взорвали плотину, сожгли дома, в том числе и дом родителей. Она была назначена на работу в горком ВЛКСМ. Стали налаживать мирную жизнь, отстраивать поселок, переселяя из землянок жителей, восстанавливать Брянскую ГРЭС, безвозмездно трудились и после работы, на субботниках. В 1946 году Анна устроилась на работу в отдел кадров Брянской ГРЭС, в том же году она встретила своего будущего мужа Михаила Яковлева, воевавшего в Советско-финской и в Великой Отечественной войне. Прожили с ним 61 год в счастливом браке, воспитали дочь и сына.
В 1968-1969 годах участвовала в сооружении мемориального комплекса «Партизанская поляна». Вела большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи, на встречах всегда рассказывала о своих товарищах-партизанах, об их мужестве и героизме. За проведенные боевые операции и разведывательную работу была награждена орденом Красной Звезды, медалью «Партизан Великой Отечественной войны» 2-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За победу над Германией». За трудовую деятельность отмечена медалями «За доблестный труд в ВОВ», «Ветеран труда», юбилейной медалью «В память о подвиге партизан и подпольщиков в годы ВОВ» и другими памятными наградами.
Надежда Воронина,
старший научный сотрудник музея истории партизанского движения
на Брянщине.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!