Не было бы в Супоневе школы-интерната для детей с ограниченными физическими возможностями, жизнь и судьба Михаила СумиЧева могда бы сложиться несколько иначе. Но одно можно предположить с высокой вероятностью:  призванию воспитывать спортсменов и в других обстоятельствах остался бы верен.

О таких людях, как Михаил Васильевич Сумичев, говорят: погрузился в профессию с головой. Собственно, на его месте иначе нельзя. Наблюдая за тем, как он занимается со своими воспитанниками на стадионе колледжа физической культуры, это сразу понимаешь. Каждый спортсмен со своей особенностью. Следовательно, каждому нужно создать свои условия для занятия спортом.

В юности Сумичев увлекался вольной борьбой. Во время учёбы в школе посещал секцию, принимал участие в различных соревнованиях. Выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Однако в Брянский техникум физкультуры поступил на отделение лёгкой атлетики — его специальности там не было. После техникума получил направление на работу в Супоневскую спецшколу-интернат, его приняли инструктором по лечебной физкультуре. Начинающий педагог сразу нашёл общий язык с учащимися, потому что, прожив всю жизнь в Супоневе, с такими, как они,  встречался. С некоторыми водил мальчишескую дружбу. Спецшкола находилась на территории Свенского монастыря, и ребята свободно общались со своими сверстниками, проживающими в селе.

 К работе Михаил приступил в 1982 году. В то время о паралимпиаде  в нашей стране мало кто слышал.  Спорт для людей с ограниченными физическими возможностями как таковой отсутствовал. Первое время занимался с интернатскими  ребятами лечебной физкультурой, параллельно вёл уроки физкультуры.

Кроме того, проводил тренировки по борьбе. Время от времени он задавался вопросом: почему у нас нет спорта для инвалидов? Ответа не было. Попытки узнать, какие для них проводятся соревнования, ни к чему не приводили. Существовал словно в вакууме, продолжая готовить своих ребят — не зная, к чему конкретно.

Окно возможностей открылось с приходом в нашу жизнь Интернета. Так, благодаря всемирной сети, узнал он про подобные соревнования. На каких же видах спорта специализироваться? Футбол, флеш хоккей и стрельбу из лука Михаил Васильевич сразу отмёл. Нет поля с искусственным покрытием, инвентаря, лука… Выбрал с точки зрения материальной наименее затратные виды спорта — лёгкую атлетику и пауэрлифтинг (жим лёжа). С миру по нитке собрал инвентарь и спортивные снаряды и приступил к тренировкам.

В 2008 году съездили впервые с ознакомительной целью в Ханты-Мансийск на соревнования. Там выяснили, как осуществляется квалификация в паралимпийской лёгкой атлетике, какие существуют приспособления, тренажёры. Михаил Сумичев всё обмерил, изучил, чтобы смастерить точно такие у себя. Тогда же обратился к директору ДЮСШ Брянского района Елене Ивановой с просьбой открыть в школе отделение адаптивного спорта. И оно заработало.

А вскоре и старший тренер паралимпийской команды России Ирина Громова обратила внимание на брянских спортсменов. В ДЮСШ стали приходить приглашения принять участие в соревнованиях. Сначала ездили по России, а с 2012 года при очевидных успехах стали выезжать за рубеж, одерживая там победы.

В настоящее время четверо воспитанников Сумичева входят в состав взрослой сборной страны, двое — юношеской.  Спортсмены специализируются в толкании ядра, метании диска и копья. В 2014 году на Чемпионате Европы Владислав Фролов занял два первых места, дальше всех толкнул ядро и метнул диск. Светлана Кривенок одержала победу в толкании ядра. Александр Хрупин занял два вторых места — в толкании ядра и метании копья.

Интересно было знать, как Михаилу Васильевичу на имеющейся базе удаётся готовить паралимпийцев мирового уровня? Оказывается, кроме техникума он закончил и факультет физического воспитания  пединститута. Это всё его университеты! Сумичев рассказал: для того чтобы готовить своих мастеров, он изучает методики для обычных спортсменов и адаптирует их под своих воспитанников, делая упор на те части тела, какие можно задействовать.

Но это, как мы понимаем, только верхушка айсберга. На самом деле 33 года усердной тренерской работы и увлечённость — вот главный ключ успеха самого тренера и его подопечных.

Александр КАЗАКОВ.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!