В годовщину столетия событий 1917 года среди экономистов и публицистов снова начинает звучать слово «революция», только теперь речь идет вовсе не о смене парадигмы с капиталистической на социалистическую, хотя идея сытого и богатого будущего присуща и ей, – разговор о российской аграрной революции. Этот термин, впервые прозвучавший менее года назад, все активнее входит в обиход: рекордный рост как объемов сельхозпроизводства, так и производительности агропромышленного сектора; устойчивый курс на то, чтобы прокормить не только себя, но и других; решимость обеспечить продовольственную безопасность страны, а ее жителей качественными продуктами отечественного производства – таковы очертания термина «аграрная революция». Сейчас в авангарде процесса несколько регионов страны, и среди них особое внимание экспертов привлекает нечерноземная Брянщина.
Как урожайность зерновых поднять с 10 до 70 ц/га? Возможно ли в регионе с бедными почвами собирать 10 млн. тонн зерновых? Можно ли экспортировать картофель в Беларусь? Ответ прост: возможно все, главное – сельхозпроизводителям начать применять современные технологии и мыслить по-хозяйски.
Это даже не изумрудный ковер – ростки озимых, несмотря на холодную весну, уже выше уровня колен. Равномерный цвет полей без вкраплений говорит о том, что ни сорняков, ни иной посторонней растительности тут нет, стебли и листья искрятся сочностью, а, как на подбор, ровные макушки заверяют: рост идет нормально.
— Рожь мы посеяли 20 сентября прошлого года. По весне сделали 2 подкормки. Затем в фазе кущения обработали растения стимулятором роста, препаратами от вредителей и от травы. И вот такой получился у нас результат. Когда будет выходить флаговый лист, сделаем еще одну подкормку, — не привычный к выступлениям на большой публике глава крестьянско-фермерского хозяйства «Тамилин» Николай Никифорович о своих полях рассказывает участникам областного семинара с явным волнением. Оно и понятно, аудитория почти 300 человек: главы районных администраций, коллеги-сельхозпроизводители, сотрудники районных управлений сельского хозяйства, региональные управленцы, столичные гости собрались в еще недавно рядовом предприятии, чтоб воочию увидеть, как маленькими шажками загоревшихся идеей людей делается российская аграрная революция.
Бывший таможенник и милиционер Николай Тамилин успел еще поработать и в бизнесе, но тяга к земле взяла свое. В 2008 году, когда на базе угасающего колхоза им. XXI съезда КПСС было образовано КФХ «Тамилин», зерновых здесь собирали 5-8 центнеров с гектара. Постепенно в хозяйстве этот показатель вырос и составлял не более 12 центнеров.
— Это был лучший результат в нашей округе, где возделываются песчаные почвы, да и на более плодородных землях не особо-то нас опережали другие сельхозпредприятия района. Вроде бы и сеяли вовремя, и удобрения вносили, а как подходит время уборки – лежат колосья, нет зерна, а ведь расходы на все это несли большие. Думали, ничего не поделаешь, что выросло – то и наше. Все мы были довольны: получали урожай и ждали субсидии, чтобы нам дать зарплату людям, рассчитаться с долгами.
Как и большинство аграриев, привыкших работать по старинке, на инерции совхозно-колхозного строя, хозяйство крепко сидело на «игле субсидий». Государство компенсирует сельхозпроизводителям убытки – так что с голоду не умрешь и в следующий год посеешь, а раз так, зачем рисковать: тратиться на удобрения или новые сорта семенного материала. Стимула нет. Был Николаю Никифоровичу памятен и опыт его предшественника: взяв кредит и закупив удобрения, тот, не зная технологии, не внес их вовремя и в необходимом количестве, как итог – урожая не вышло, а предприятие оказалось в положении банкрота. Впрочем, состояние «ни шатко ни валко» характерно для многих средних и мелких хозяйств не только нашего региона, но и всей страны.
— Так продолжалось 6 лет, — рассказывает собравшимся о кардинальном повороте не только в бизнесе, но и в мировоззрении Николай Тамилин. — Но когда 2 года назад пригласили меня к себе коллеги-аграрии из КФХ «Богомаз О.А.», которые добиваются урожаев в разы больше, чем у нас, да подучили, что и как надо делать, результат не заставил себя долго ждать. В прошлом году мы получили зерна уже 37-40 центнеров с гектара, в этом, думаю, будет гораздо больше. Теперь уже известно, сколько селитры и азофоски внести надо и в какую фазу роста. Главное, что одними удобрениями урожай не получить, нужна технология!
Впрочем, достигнутый показатель урожайности – далеко не рекордный, есть на Брянщине агрохолдинги, где он еще выше. Например, КФХ «Пуцко» — там получают по 82 ц/га, или агропредприятия «Платон», «Красный Октябрь» — это гиганты сельхозиндустрии. Но есть одно кардинальное отличие, которое определило место проведения данного семинара.
— Почему приехали к Тамилину, а не к Лобусу (руководителю ТнВ «Красный Октябрь» — авт.)?, — риторически вопрошает собравшихся Губернатор региона Александр Богомаз, по чьей инициативе и проводится этот очередной агросеминар. — Потому что, если туда повезем, вы все скажете: «Это ж Лобус! Он всегда был успешный! У него там какая техника! Какие кадры!» А у Тамилина ничего этого нет – он сам и за агронома… Но самое главное, что Николай Никифорович сегодня движется в правильном направлении.
Как опытный управленец Александр Богомаз отлично почувствовал, что на примере агрохолдингов с их многомиллиардными оборотами, сверхсовременными тракторами «JOHN DEERE», доступными кредитными линиями нельзя переформатировать сознание агропроизводителей, привыкших жить от субсидии до субсидии, – не поверят, что сами способны до такого дорасти. А тут наглядный пример – Николай Никифорович, у которого из техники лишь «Кировцы» да «Беларусы» (среди них даже трактор 1991 года выпуска) и который доказал: грамотное применение агротехнологий важнее новейшей сельхозтехники.
— В этом году у Тамилина будет урожай под 10 тысяч зерновых, а получал он раньше до тысячи, — поведал собравшимся глава региона. — И здесь будет продовольственное звено, да к тому же и законченная цепь: поле, зерно, хлебозавод. Он понимает, что сегодня у него в поле — 100 миллионов рублей! И уже через два года, когда мы сюда приедем, то увидим совершенно другую технику. И тем не менее техника — это лишь условие труда. Я обращаюсь к главам районов: не надо быть плохими руководителями, давайте искать вот такие примеры в каждом районе. Такие самородки есть везде, им надо помочь раскрыться, и для этого надо самой власти загореться!
«Плодить Тамилиных», — пошутил кто-то из гостей, но в этой шутке как раз и заключается главная цель подобных семинаров: убедить каждого агрария, что сельское хозяйство – прибыльная отрасль экономики, дать понять, что главное – изучать и внедрять современные технологии агропроизводства, «переформатировать» отношение к делу фермеров и руководителей сельхозкооперативов. В чем-то лозунг «Плодить Тамилиных» — это и есть квинтэссенция российской аграрной революции.
Сам Николай Никифорович пытается на личном опыте показать собравшимся, как пошагово выводить хозяйство на качественно новый уровень:
— Взять, к примеру, кукурузу. Все время я использовал отечественный сорт «Каскад», а в прошлом году наряду с нашим, опять же по подсказке главы КФХ «Богомаз О.А.», попробовал и засеял 30 га импортным «Дельфином». Разница, конечно, огромная: и в зеленой массе, и в зерне взяли в разы больше. Судите сами: ухаживали за полями одинаково, а когда зерно смолотили, «Каскад» дал 30 центнеров с гектара, а «Дельфин» — больше 100. В этом году посеяли кукурузы на зерно 500 га, импортный сорт разместили уже на площади 120 га. Сеяли в начале мая, накануне внесли селитру под культивацию, потом при посеве азофоску. Когда на всходах появятся 5 листиков, проведем обработку от сорной травы. Так что выращенных кормов для наших буренок хватит с лихвой.
К слову, в двух отделениях КФХ «Тамилин» («Лужки» и «Ломаковка») сегодня содержится 1250 голов КРС, из них 550 – дойного стада, а когда начинал было всего 100 коров. Буренки симментальской породы находятся на безвыпасном содержании, кормами обеспечиваются постоянно, в рационе – всё необходимое. Молоко сдается в ТнВ «Сыр Стародубский». В настоящее время надои на 1 корову составляют 5300 кг, так что и тут предприятие держит марку.
Пожалуй, на всех подробных семинарах определяющим словом остается «технология». Не раз в прошлом году глава региона сам, стоя с маркером у доски, делал для собравшихся расчеты, «разжевывая», как, сколько и чего надо вносить, чтобы получить достойный современного уровня развития агротехники урожай. Аграрное производство – это такая же наука, как математика или химия: в ней важен точный расчет, правильное определение объемов и видов используемых материалов и точность сроков их использования. Эту же мысль Александр Богомаз объяснял участникам «тамилинского» семинара:
— Невозможно при возделывании зерновых дать удобрения и не дать средства защиты растений, регулятор роста растений, используемый против полегания, который не был внесен на одном из полей в прошлом году в Комаричском районе. Ничего придумывать не надо, природу не обманешь. Необходимо использовать отработанные технологии. Такие технологии по возделыванию овощных культур, зерновых культур, как на Брянщине, уникальны. Мы собрали все лучшее.
Здесь как раз и кроется «тайное оружие», ставящее Брянщину в авангард российской аграрной революции. Про то, какие удобрения вносить, можно прочитать на тысячах сайтов в интернете: фермеров периодически заваливают буклетами компаний, производящих всевозможные добавки, подкормки и им подобные, зачастую рекомендуя иностранные и недешевые. Специализированные выставки тоже изобилуют наименованиями. Впрочем, можно легко запутаться – закупиться, но прогореть. Вот тут и необходима технология. «Что вносить? Сколько вносить? Когда вносить?» — грамотный ответ на эти три вопроса вкупе с качественным посевным материалом и есть залог достойного урожая. Раздавать технологии – плодить себе конкурентов, так, к слову, рационально мыслят западные аграрии, в лучшем случае могут продать свои секреты, но бесплатно делиться – это нонсенс. А вот у нас в стране подход к этому вопросу оказался в корне иным. То ли традиции добрососедских отношений, вплетенные в ДНК нашего человека, то ли сохраненная ментальность крестьянской общины, но на земле труженики всегда пытались помочь друг другу, подучить, как сделать лучше. Вот и подобные семинары, которых на Брянщине Александр Богомаз провел достаточное количество, уже являясь действующим Губернатором, из этого же порядка. Как итог — успехи Брянщины признают и на федеральном уровне, свое внимание к ней все активнее проявляют публицисты и экономисты, пытающиеся нащупать точки роста «российского чуда» — тех отраслей, методик, решений, которые обеспечат нашей стране уверенный рост. Среди них и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, который удивился, почему столь современные технологии используются еще не во всех хозяйствах:
— Моей первой реакцией на те результаты, которые вы здесь достигаете, было ощущение, что запятую в цифрах итогов урожая, наверное, перепутали, а во все остальное я верю! Ведь поверить в ваши успехи я не мог даже теоретически. Сейчас здесь, в Брянской области, происходит революция, аграрная революция, которая потом пойдет по всей стране! И через 10 лет у нас будет другая страна и другое сельское хозяйство, именно благодаря тому, что происходит здесь. И еще я хочу подчеркнуть, что никто в мире не отдает технологии, только продают, и то частями, чтобы покупатель оставался зависимым. А у вас здесь и сейчас — уникальное время и место, когда технологию отдают! Эти методики руководство вашего региона собирало по крупицам, это был тяжелый труд, эта технология давалась кровью и потом. Поэтому у вас сейчас золотое время — берите и используйте то, что вам дают!
К слову, участники семинара анализируя то, что увидели в хозяйстве Николая Тамилина, и сами понимали — это правильный путь, все, что надо – настроиться на него, переформатировать подход к делу, внедрить технологии.
За последние два года Брянщина совершила настоящий аграрный прорыв. В 2016 году в хозяйствах всех категорий области собран рекордный урожай зерна — 1 млн. 554 тыс. тонн, что в два раза больше, чем в 2014 году. Более чем в два раза в прошедшем году были увеличены площади под кукурузой на зерно и составили 77,3 тыс. га. В итоге, прирост валового производства зерна в целом к уровню прошлого года составляет 516,3 тыс. тонн, а посевная площадь сельскохозяйственных культур увеличилась на 28,8 тыс. га и составила 851,8 тыс. га. По промышленному производству картофеля Брянская область уверенно занимает 1 место в России.
При этом, когда Губернатор ставил на 2016 год задачу — собрать 1,5 млн. тонн зерновых, многие не верили в достижимость таких показателей. А когда такие, как Николай Тамилин, дали достойный уровень урожайности при расширении площадей пашни, цель оказалась достигнутой. К 2020 году планируется вывести область на показатель в 3 млн. тонн, и эта планка однозначно будет взята. Впрочем, расчеты экономистов показывают, что по мере возвращения в сельхозоборот земель, заброшенных за предыдущую четверть века, и при переходе всех брянских аграриев на современные технологии становится реальным показатель в 10 млн. тонн зерновых в год для Брянской области. Сейчас региональные власти готовы оказывать сельхозтоваропроизводителям всю необходимую помощь для увеличения производительности труда, главное, чтоб и те были готовы переформатироваться.
Долгие годы сельское хозяйство в нашей стране характеризовали как «обычно бедное»: бесконечный поток государственных субсидий, низкая продуктивность, закредитованность – «черная дыра», как горестно шутили некоторые товарищи. Процессы, происходящие сейчас на Брянщине, однозначно приводят к мысли – агропромышленный комплекс может стать «обычно богатым»: источником достойного дохода для тружеников и источником продовольственной безопасности для государства.
Для сельских жителей такое развитие событий, обеспечивающее высокие урожаи, означает стабильную занятость и достойный заработок. Это означает, что у нашей деревни есть хорошие перспективы. Опыт доказал: там, где действует успешный сельхозтоваропроизводитель, люди возвращаются в село.
Российская аграрная революция еще только обретает свои очертания, но каждый кирпичик, как прошедший семинар, как внедрение эффективных технологий в хозяйстве Николая Тамилина, приближает тот момент, когда наша страна станет мировой житницей, а ее сельское хозяйство – поводом для гордости всех ее граждан.
Георгий Александров.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!