НАШ КОРАБЛЬ ЗНАНИЙ

И  в сентябрьский день

                            погожий,

И когда метёт февраль -

Школа, школа, ты похожа

на корабль, бегущий вдаль.

Именно этот корабль из замечательной детской песни напоминает Стекляннорадицкая средняя школа: соответствуя требованиям времени, она быстро и успешно движется по волнам жизни вперед, используя в учебно-воспитательном процессе передовые педагогические приемы и методы, современные технологии, не сбиваясь с намеченного курса.

Славное историческое прошлое у нашей школы! Построенная на средства выдающего мецената С.И. Мальцова, она была открыта в 1875 году. Это было деревянное здание с тремя классными комнатами и коридором, на 50 учеников. В первый класс принимались дети с 9-летнего возраста, заканчивая обучение через три года — в 12 лет. И преподавались в ту пору арифметика, чтение и закон Божий. Учеба казалась ученикам настоящим мучением, потому как законоучитель поп Иоанн сурово расправлялся с учащимися: бил их по щекам, драл за волосы, ставил на колени. А по субботам в «воспитательных» целях устраивал порку розгами, чтобы чада всегда были послушными, почитали Всевышнего, никогда не перечили взрослым и уважали их.

Но настало другое время — 20 век. Менялись педагоги, происходили изменения и в самой Стекляннорадицкой школе. Так, к примеру, в 1915 году здесь работали три учителя: Е.М. Садковская (заведующая), Т.В.Корякова, Е.Н. Андрющенко. А с 1917 года школа в Стеклянной Радице стала четырехклассной, на 100 человек. В этот примечательный год, связанный с Октябрьской революцией, педагогический коллектив активно включился в благородную работу по ликвидации неграмотности среди местного населения: днем в школе занимались дети, а вечером эти места занимали их родители.

В  1928 году Стекляннорадицкая 4-классная школа преобразовалась в семилетнюю. И в этот период были свои трудности: старое здание школы не вмещало всех 180 учащихся, поэтому 5-7 классы пришлось размещать в доме бывшего управляющего стекольным заводом.

Директором семилетней школы назначили В.П. Леваневскую, затем В.Ф. Морозову, А.Г. Петрова.

Но, пожалуй, самым трудным периодом для школы стал 1945 год. Оба довоенных здания сожгли фашисты, ученикам негде было учиться. Многие педагоги — А.Г. Петров, Е.М. Садковская, В.П. Леваневская — не вернулись с полей сражений. Однако по инициативе Л.П. Коряковой (будущей заведующей школы) из стен разрушенного дома все-таки восстановили школу. В классах вместо парт стояли столики, вместо печей — металлические бочки. Чернил и бумаги не хватало. Поэтому чернила делали из свекольного сока, синьки и сажи. Учащиеся читали любой газетный и книжный текст. Однако благодаря стараниям последующих директоров И.Л. Фивинцева, М.А. Кузина в пятидесятые годы сделали пристройку.

Наступил 1962 год, семилетняя школа преобразовывается в восьмилетнюю, а с 1966 года  -в среднюю. Обучается в ней 480 учащихся в три смены. Возглавляет школу А.Д. Шенкарев, награжденный орденом «Знак Почета», «Отечественной войны 3 степени», значком «Отличник народного просвещения» и руководивший  школой в течение 15 лет.

До первого сентября 1971 года в Стеклянной Радице было 6 школьных корпусов. Классные комнаты размещались в обыкновенных домах, лесничестве. «Большой школой» называли здание, в котором теперь располагается сельская администрация. Возникает острая необходимость в строительстве новой школы. А.Д.Шенкарев делает письменное обращение в районные, областные организации, в Москву. Из столицы пришло распоряжение о строительстве новой школы, которое поручили Володарскому СМУ, выделив 267 тысяч рублей. В строительстве школы приняли активное участие жители посёлка, учителя, техработники, старшеклассники. В сентябре 1972 года учащиеся Стеклянной Радицы сели за парты в новой школе. С 1978 по 1987 год школу возглавлял Н.П. Донцов, отличник народного просвещения, лауреат областного конкурса «Учитель года — 91»,  педагогический стаж которого составляет 48 лет. Николай Петрович  работал учителем русского языка и литературы, возглавлял драмкружок, работал  замдиректора по учебно-воспитательной работе. Н.П. Донцов и сегодня находится в центре всех событий школьной жизни: приходит на праздники, обращается с напутственными словами к учащимся, к родителям, педагогам, читает стихи со сцены КПЦ имени С.И. Мальцова.

 С 1987 по 2010 год у штурвала школьного корабля стоял энергичный, грамотный, смелый капитан — Е.А. Шеламкова, заслуженный учитель России, отличник народного просвещения, учитель высшей категории, депутат районного совета, обладатель Президентского гранта. Под её руководством Стекляннорадицкая средняя школа вошла  в число лучших средних учебных заведений Брянского района.

С 2011 года  нашу школу возглавляет С.В. Панькевич, учитель физики,  награжденная Почетной грамотой Министерства образования и науки, которая продолжает традиции своих предшественников.

Школа сегодня — 102 ученика, из них 10 – учащиеся филиала п. Козелкино,  42 воспитанника дошкольной ступени образования, 16 учителей, 4 воспитателя. Общая численность работников — 38 человек.

Основная цель школы: создать систему обучения и воспитания, обеспечивающую развитие каждого в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. А педколлектив работает над единой методической темой «Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС».

Развитие и воспитание учащихся, по словам С.В.Панькевич, ведется в основном по 4 направлениям. Об этом можно узнать, побывав в классе воспитательной работы, созданном согласно задумке Светланы Викторовны и бывшего главы Стекляннорадицкого поселения В.А.Тилипкина.

Входишь в него — и видишь массу кубков и Почетных грамот: факты, свидетельствующие об отлично поставленной учебно-воспитательной работе в нашей школе и успешном участии  ребят в районных, областных и Всероссийских  конкурсах,  спортивных соревнованиях.

Вот стенд «Эколого-биологическое направление». Учащиеся постоянно участвуют в конкурсах «Юннат», «Зеркало природы», в Марше парков, выпускают листовки на экологическую тему, проводят акции «Чистая вода» и трудовые десанты, работают в школьном лесничестве. Вообще школьное лесничество — одна из ярких страниц в истории школы. Оно образовалось в 1969 году по инициативе профессора БТИ Обозова на базе Карчижского-Крыловского лесничества. Юными лесничими за последние 10 лет проведена огромная работа — посажено лесных культур на площади 79,1 га, учтено и огорожено 33 муравейника, собрано 6,3 тонны желудей, березовых почек для лечебных учреждений страны, очищено 67 искусственных гнездовий, изготовлено и развешено 717 скворечников, озеленены берега озера посёлка Стеклянная Радица.

В 1987 году юные лесничие из Стеклянной Радицы стали победителями областного слёта школьных лесничеств в конкурсе юных техников и изобретателей.  В 1990 году их наградили малой медалью ВДНХ «За большую опытническую работу и высокие показатели» и поездкой в знаменитый пионерский лагерь «Артек». В 1991 году коллекция лекарственного сырья, собранная членами Стекляннорадицкого школьного лесничества – лучшими посланцами Брянщины, – снова была представлена в Москве на знаменитой выставке ВДНХ.

Начиная же с 2000 года наши учащиеся — призёры и победители районных и областных конкурсов исследовательских работ имени Вернадского, лауреаты конкурсов-смотров школьных лесничеств…

А вот стенд «Духовно-нравственное направление». И узнаёшь, что Стекляннорадицкие школьники участвуют в конкурсах «Я вхожу в мир искусства», «Волшебство детских рук», сочинений, рисунков; совершают туристические поездки и походы в театры.

Есть успехи в конкурсах. Так, например, питомцы учителя технологии С.А. Петрашиной радуют своего педагога прекрасными результатами. Участвуя в прошлом учебном году в районном конкурсе «Волшебство детских рук» в номинации «Декоративные цветы», шестиклассница Виктория Никулочкина заняла 1 место, Никифорова Наталия, ученица 4 класса, и Ткачёва Анастасия (8 класс) заняли 2 место в номинациях: «Мягкая игрушка», «Вышивка лентами». Алёшина Анастасия, ученица 7 класса, и Ефремова Олеся, ученица 8 класса, заняли 3 место в номинациях «Декоративные цветы» и «Бисероплетение»…

Дальше — стенд «Гражданско-патриотическое направление». На нём отражена работа детского объединения ДЮП и участие ребят в конкурсах социальных проектов, в Вахте памяти и акции «Дети – детям», а также о постоянном посещении школьного историко-этнографического музея «Летопись  посёлка Стеклянная Радица». В музее много ценных экспозиций и редких экспонатов . Здесь можно познакомиться с бытом Стеклянной Радицы, со старинными экспонатами, с предметами домашнего обихода, собранными нашими школьниками. Гордость музея – экспозиция, посвящённая В.Д. Динабургскому, известному брянскому поэту, бывшему выпускнику Стекляннорадицкой школы, Почетному гражданину Брянского района.  Впрочем,   о жизни и творчестве  Валентина Давыдовича можно узнать в необычном кабинете незабвения, который был создан по инициативе бывшего директора школы Шеламковой Е.А. Трогают всегда за живое и старые фотографии воинов и партизан Великой Отечественной войны. Особенно учеников восхищают геройские подвиги братьев Зубковых, Павла и Николая, выпусников Стекляннорадицкой средней школы, ставшими потом боевыми лётчиками. Павел, повторив подвиг Николая Гастелло, погиб в 1942 году в Северной Норвегии, а Николай пал смертью храбрых, сражаясь в небе с фашистскими самолётами под Сухиничами.

И вот, наконец, стенд «Спортивно-оздоровительное направление». Все победы и призовые  места учащихся в районных и областных спортивных соревнованиях непосредственно связаны с Ю.А. Сазоновым, учителем высшей категории, обладателем губернаторского и президентского гранта и нагрудного знака «Почётный работник общего образования». Многочисленные Почётные грамоты и кубки тут — свидетельство педагогических заслуг Юрия Афанасьевича.

Находясь в классе воспитательной работы, нельзя без волнения смотреть на фотографии выпускников нашей школы, помещённые на стенде «Не повторяется такое никогда», на снимки со стенда «Гордость школы», где запечатлены бывшие выпускники школы, достигшие в дальнейшем значительных успехов в жизни.

А с фотографий стенда «Учителями славится Россия» на нас пристально смотрят 26 учителей нашей школы. Милые и спокойные, нежные и умные, честные и справедливые, они долгие годы сеяли на ниве просвещения доброе, разумное, вечное.

…В.П. Попов, Р.Д. Гончарова, Э.М. Антонова, М.У. Ястребова, Е.Ф. Рябушева, М.Б. Донцова, Е.А. Анциперова, Е.А. Шеламкова, Л.П. Корякова, Р.Г. Буравкина…

Одни из этих педагогов нынче на заслуженном отдыхе, другие, к сожалению, ушли в мир иной, оставив о себе добрый след на Земле,  а третьи с особым энтузиазмом трудятся в нашей школе.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов Л.Г.Колбасова — отличный педагог, чьи питомцы часто являются победителями и призёрами в различных районных конкурсах. Лидия Геннадьевна за свой нелёгкий педагогический труд в 2011 году награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования». Её методика преподавания предметов всегда неординарна, современна, с использованием новых педтехнологий. Её питомцы очень нежно любят свою учительницу, такую строгую на вид, но в то же время всегда добрую и человечную по отношению к ним.

Вообще замечу, что все учителя начальных классов  Стекляннорадицкой школы – люди ответственные и творческие. Это Р.Д. Фомина, награждённая различными грамотами, медалью «В честь партизан и подпольщиков».  45 лет своей педагогической жизни она отдала ученикам, что не может не вызывать чувства восхищения этой статной, миловидной женщиной, чья красота под стать  тем школьным ярким цветами, за которыми Раиса Дмитриевна заботливо ухаживает изо дня в день…

Это и О.Н. Кулешова, учитель, который, если перефразировать знаменитые слова писателя Юрия Олеши, не может работать ни дня без строчки. Ольга Николаевна, готовясь к районным и областным семинарам, то сочиняет своим ученикам для открытых уроков стихотворения, то целые поэмы и сказки, то в научных источниках ищет методические «изюминки». Сами же ее уроки проходят живо, увлекательно и носят воспитательный характер для учащихся.

Самый лестный отзыв заслуживает учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Н.А. Исайкина. Её отличительная черта в педагогической работе – это использование разнообразных современных технологий: интегральной, кейс-технологии, информационно-коммуникативной и др. Любопытно, что близкие родственники Натальи Александровны – педагоги, её бабушка преподавала математику, папа – физику, мама – учитель начальных классов, а сама она, модная и стильная в одежде, выбрала профессию учителя истории, чтобы расширить семейный педагогический диапазон.

Неутомимая труженица, М.В. Сазонова, учитель иностранных языков, активно участвует во всех делах школы, посёлка. Как начальник летнего лагеря «Солнышко» старается сделать для ребят каждый день приятным, весёлым, счастливым.

Примечательно, что среди педагогов есть выпускники Стекляннорадицкой школы. Это  Г.В. Драгунова, О.Н. Кулешова, В.А. Еременко, С.А. Петрашина и замдиректора по воспитательной работе Е.Ю. Моисеева. Добрые слова звучат в адрес В.А. Ерёменко, учителя математики, уроки которой подкупают дисциплиной и образцовым порядком. Чуткий  педагог, Галина Витальевна всю свою поистине золотую душу вкладывает в преподавание географии, наполняя детские сердца благородством, добротой и человечностью. Что касается Е.Ю. Моисеевой, то её замечательные школьные дела проходят на высоком методическом и эмоциональном уровне. Как, впрочем, и уроки русского языка и литературы, на которых Екатерина Юрьевна использует современные педагогические технологии. Воспитанники Е.Ю. Моисеевой — призеры олимпиад по русскому языку, участники районных и областных конкурсов. И это просто великолепно!

По результатам анкетирования  учащихся видно, что они с радостью и вдохновением идут в школу, где их встречают  добрые и чуткие учителя, с которыми они могут поделиться своими успехами и огорчениями. Откровенные признания учеников — это веские доказательства того, что корабль -Стекляннорадицкая средняя общеобразовательная школа – верно движется вперед к намеченной педагогической цели.

Александр Баранов,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Стекляннорадицкая СОШ».

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!