Для обеспечения соблюдения норм права необходимо, чтобы они стали известны всем. Это относится не только к законам, но и к подзаконным актам, которые также затрагивают значительное число граждан или групп населения.
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение
Устав муниципального образования — нормативный правовой акт муниципального образования, имеющий высшую юридическую силу по отношению к иным правовым актам муниципального образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким образом, моментом вступления в силу любого нормативного правового акта, за исключением нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, будет считаться момент его официального опубликования.
Четкое определение термина «опубликование нормативных правовых актов» как в законодательстве, так и юридической науке не установлено.
В юридической науке можно выделить три основных подхода к соотношению понятий «обнародование» и «опубликование». Сторонники первого подхода рассматривают опубликование нормативных правовых актов как составную часть их официального оглашения. Сторонники второго подхода считают, что термины «опубликование» и «обнародование» являются синонимами. По мнению ученых, придерживающихся третьей точки зрения, опубликование и обнародование тесно связаны между собой, но не являются тождественными. В законодательстве России можно встретить подтверждение всем перечисленным выше позициям.
Роль и назначение официального опубликования нормативных правовых актов зависит от тех целей, которые стоят при официальном опубликовании нормативных правовых актов. Существует точка зрения, что можно выделить следующие цели официального опубликования. Первая — информирование о принятом правовом акте. Официальное опубликование в этом случае — это получение гражданами сведений о принятии и подписании нормативных актов. Вторая — ознакомление заинтересованных лиц с текстом нормативного правового акта. Граждане непосредственно обращаются к аутентичной версии текста принятого нормативного правового акта. Третья цель — исчисление срока вступления в силу правового акта. Параметром, обусловливающим начало действия закона, является его опубликование.
Вместе с тем, с точки зрения русского языка понятия «обнародование» и «опубликование» в контексте доведения акта до всеобщего сведения являются полными синонимами, поэтому их противопоставление представляется необоснованным.
Верховным Судом РФ выработана правовая позиция в отношении возможных вариантов официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов.
В Постановлении от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» Пленум Верховного Суда РФ сделал следующий вывод. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях необходимо проверять, была ли обеспечена лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения лиц в ином порядке.
Порядок опубликования нормативных правовых актов регулируется Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента РФ от 13.08.1998 N 963 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;
а также Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131 -ФЗ).
Говоря о субъектах Российской Федерации, необходимо отметить, что Брянская область входит в число субъектов Российской Федерации, которые установили порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.
Так, Уставом Брянской области и Законом Брянской области от 03.11.1997 № 28-3 «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» определен порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов региона.
Касаемо органов местного самоуправления муниципальных образований необходимо отметить, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-ФЭ органы местного самоуправления муниципальных образований обладают полномочиями учреждения печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации. При этом согласно ст. 47 Федерального закона № 1Э1-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В итоге, хотелось отметить, что главное значение опубликования состоит в том, что оно является необходимым условием вступления нормативных актов в силу, их применения, действенности, следовательно, обязательной силы правовых норм. Для того чтобы все нормативные акты были доведены до сведения граждан, которых они непосредственно или косвенно .касаются, в законодательстве предусматриваются нормы по опубликованию юридических актов.
Право на информацию о новых законах и иных нормативных актах — это одно из признанных международным сообществом прав человека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!