Непременный атрибут любого муниципального образования — наименование.

Любое муниципальное образование вправе в уставе определять свое наименование самостоятельно, но в полном соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Определение порядка установления и изменения наименований муниципальных образований, и собственно установление и изменение этих наименований в российском законодательстве до 2003 года полностью находились в компетенции органов власти субъекта Российской Федерации.

Однако Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вполне однозначно определил, что наименование муниципального образования должно определяться уставом муниципального образования, который, как известно, принимается представительным органом данного муниципального образования самостоятельно.

Таким образом, с принятием вышеназванного федерального закона полномочия устанавливать наименование муниципального образования и устанавливать границы муниципального образования оказались разделены между двумя различными субъектами правотворчества.

Органы государственной власти немалого количества российских регионов посчитали возможным проигнорировать факт утраты полномочий по установлению наименований муниципальных образований и установили наименования последних наряду с их границами и статусом.

Призывы региональных органов власти привести наименование муниципального образования в соответствие с региональным законом не всегда встречают понимание. Нежелание справедливо объясняется тем, что формулировка в уставе наименования, отличного от того, которое сформулировано в региональном законе об установлении границ и определении статуса, не может считаться противоречием региональному закону, ибо наименование муниципального образования не является предметом регулирования такого закона.

Возможность выхода из создавшейся ситуации может стать более ясной после рассмотрения техники официального наименования муниципального образования.

В наименовании муниципального образования можно выделить две части. Первая — индивидуализирующий элемент, основной, который в большинстве случаев является производным от наименования административного центра муниципального образования. Встречаются также наименования, происходящие от названий природных географических объектов или мемориальной персоналии.

В качестве дополнительных элементов в наименовании муниципальных образований включается указание на статус муниципального образования (городское, сельское поселение, городской округ, муниципальный район), на принадлежность к территории муниципального района (если речь идет о муниципальном образовании, имеющем статус поселения) и субъекта Российской Федерации.

В наименования городских поселений вместо указания на статус муниципального образования нередко включаются указания на вид населенного пункта, который является административным центром поселения или в границах которого создано Муниципальное образование. То же самое относится и к официальным наименованиям городских округов.

В наименование муниципальных образований в качестве дополнительного элемента может входить указание на почетный или специальный статус территориальной единицы, в границах которой существует муниципальное образование (город-герой, город-курорт, город воинской славы).

Наличие в наименовании муниципального образования дополнительного элемента, указывающего на статус последнего, делает лишним упоминание о том, что данная территориальная единица является муниципальным образованием. Таким образом, например, словосочетание «муниципальное образование Ивановское сельское поселение Ивановского района Брянской области» — семантически избыточно. В результате появляются обременительные словесные конструкции.

По мнению Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления по поводу определения наименования муниципальных образований, включать в название муниципального образования термины, обозначающие его юридический статус (такие как «муниципальное образование», «поселение», «городское поселение», «сельское поселение», «городской округ», «муниципальный район») не следует.

Наименование муниципального образования представляет из себя довольно длинное сочетание слов, малоудобное не только в устной речи, но и в официальном делопроизводстве. Устранить указанное неудобство можно, установив двойное наименование. Этот прием использовали авторы Конституции Российской Федерации 1993 года, определив в части 2 статьи 1, что «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Такое двойное наименование — полное (с включением основного и всех дополнительных элементов) и сокращенное (с включением только собственного индивидуализирующего элемента и, возможно, одного дополнительного) — может быть установлено для муниципального образования.

Этот способ не требует внесения изменений в действующее законодательство. Представительный орган местного самоуправления вправе самостоятельно принять такое решение. Условием является включение такой формулировки именно в устав муниципального образования, что, конечно, требует сложной процедуры. Но это — единственный предусмотренный законом путь.

Вопрос определения официального наименования муниципального образования остается актуальным в силу возможности преобразования муниципальных образований, создания вновь образованных поселений на межселенных территориях.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!