— Моя соседка с семьей ходит на Пасху и на Радоницу на кладбище. Там они поминают своих усопших родных. Говорит, что так принято, и я тоже должна так делать. Разъясните, права она или нет.

М. ПЕТРОВА,

п. Мичуринский.

Отвечает иерей Константин Серенков:

— Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения, символ победы жизни над смертью. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора. Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то допустимо поместить ее на надгробие. Если родственники хотят написать эпитафию (надпись на надгробии), то лучше всего по традиции использовать слова из Священного Писания, либо из известных молитв, а не придуманные самими фразы. Обветшавшие кресты при их замене обычно разбирают и сжигают в специально отведенных местах на кладбище или церкви.           

Православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Могила, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

 Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище не обязательно. Тем более устраивать на могиле трапезу или того хуже — распивать спиртное. Трапезы на кладбищах – это дохристианская языческая традиция, не имеющая ничего общего с Православием. В советское время эта традиция была воскрешена, ведь необходимо было чем-то заменить церковную заупокойную молитву, которая должна в этот день совершаться на могилах усопших.

Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных. Удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

«Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!