Супоневская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Н.И. Чувина

 

Часть 6.

Михаил ШЕМЕТОВ

 (Продолжение.Начало в № 51 от 6.06.2014 г., № 56-58 от 2.07.2014 г., № 64 от 23.07.2014 г., № 70 от 15.08.2014 г., № 72 от 22.08.2014 г.)

 В  апреле 2004 года на базе школы, являвшейся одной из пяти маршрутных площадок,  прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Профильное обучение: состояние, проблемы, перспективы». Участникам конференции (а это были зав. РОНО, методисты, директора школ) был представлен опыт работы коллектива по основным направлениям профильного обучения, а именно: 1) обеспечение углубленного изучения отдельных предметов по программам среднего (полного) общего образования; 2) создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; 3) установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; 4) расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Гости школы познакомились с образовательным пространством школы, локальными актами, портфолио учащихся, разнообразием рабочих программ элективных курсов, предпрофильным обучением, посетили уроки, внеклассные мероприятия. приняли участие в работе «круглого стола». Работе коллектива была дана высокая оценка, что зафиксировано в анкетах-отзывах участников.

В  2003 в области был начат эксперимент по введению  единого государственного экзамена (ЕГЭ). Отношение участников образовательного процесса к эксперименту было неоднозначным.

В 2006 году Шеметова Н.М., учитель математики, стала победителем Всероссийского конкурса школьных учителей физики и математики, проводимого Фондом «Династия» совместно с международной программой  образования в области точных наук, в номинации «Наставник будущих учёных» — как выдающийся учитель, названный своими учениками. «По всей стране был проведён массовый опрос студентов начальных курсов в вузах естественно-научного профиля. Более 40 000 студентов заполнили анкеты, указав своих лучших школьных преподавателей математики и физики. Обобщение этих данных позволило выявить учителей, которых признали лучшими десятки студентов — такие педагоги и стали лауреатами этого конкурса» — такое пояснение дано на сайте Фонда. В течение трех лет, с 2004 по 2006 г.г., выпускниками Нины Михайловны были учащиеся профильных (физико-математических) классов, что и дало такой результат.

Ей были вручены диплом победителя, нагрудный знак и денежная премия.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года начала осуществляться поддержка лучших учителей. Цель её — стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала.

За высокие достижения в педагогической деятельности в рамках приоритетного национального проекта «Образование» обладателями Гранта Президента РФ стали:

2006 год — учитель физики Качанова Валентина Владимировна;

2007 год — учитель истории Львович Александр Анатольевич;

2008 год — учитель русского языка и литературы Дубровская Людмила Геннадьевна;

2009 год — учитель математики Нагоева Нина Николаевна.

Всем этим педагогам были вручены почётные грамоты победителей конкурса лучших учителей России и выплачено денежное вознаграждение.

Работа школы строится на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, отслеживании и непрерывном анализе результатов и управлении по ним, стимулировании и создании условий для профессионального совершенствования учителей. Возможности школы по стимулированию труда работников возросли в связи с переходом на новую систему оплаты труда.

Изменившиеся социально-экономические условия предъявляют также особые требования к уровню учебно-материальной базы и эстетизации образовательного пространства. За счёт  трёх уровней бюджета (федерального, регионального, местного) кабинеты начальных классов, физики, русского языка и литературы, истории, математики, географии, ОПК, библиотека оснащены современными компьютерами, мультимедийными проекторами, подключены к Всемирной сети Интернет, оборудованы  новой ученической мебелью,  в кабинетах географии и истории появились интерактивные доски, созданы необходимые условия для перехода учащихся начальных классов на новые ФГОСы, отремонтированы система отопления и кровля.

В работе педагогический коллектив использует новые технологии – методы социального проектирования, модульное обучение, ИКТ. Учителя постоянно работают над повышением квалификации и профессионального мастерства, применяют  в своей деятельности приемы и способы  успешного обучения.                                       

С  2009 года ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы.

Сегодня в школе работает сильный, творческий, высокоавторитетный в районе педагогический коллектив единомышленников, который всегда развивал лучшие традиции, заложенные предшественниками, добивался стабильных результатов в работе, о чём свидетельствуют итоги олимпиад, конкурсов, проектной деятельности, государственной аттестации как в традиционной форме, так и в новой: 100% выпускников преодолевают «порог» при сдаче ЕГЭ как по обязательным  предметам (русский язык, математика), так и по предметам по выбору. Отмечается позитивная динамика по среднему и наивысшему баллу ЕГЭ практически по всем предметам. 95,5% выпускников успешно обучаются в различных учебных заведениях.

За последние 30 лет двум педагогам было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»,  11 учителей награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», 7 — нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ», 3 награждены   грамотами Министерства образования РФ, 6 — грамотами Губернатора и областной Думы, один учитель был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, четверо стали обладателями  Гранта Президента РФ,  двоим присвоено звание «Учитель-методист», троим — «Старший учитель». Все учителя, ушедшие на заслуженный отдых, имеют звание «Ветеран труда».

За  годы 50-летнего пребывания школы в статусе средней было сделано 48 выпусков (очная форма). Аттестаты о среднем общем полном образовании получили 2623 человека.  22 выпускника за особые успехи в учении были награждены золотыми медалями:

1977 год — Будаев Сергей Михайлович, Сафронова Инна Дмитриевна.

1978 год — Никушин Андрей Михайлович.

1979 год — Шилкина Лариса Евгеньевна, Чиркова Светлана Владимировна.

1980 год -  Коровьякова Алла Михайловна.

1981 год -  Артамонов Николай Николаевич.

1984 год — Листратов Сергей Афанасьевич.

1987 год -  Камасина Инна Евгеньевна.

1991 год -  Говоров Сергей Александрович.

1996 год -  Борисенков Дмитрий Валерьевич, Зайцева Татьяна Семёновна.

2000 год -  Гузынина Екатерина Николаевна.

2002 год -  Шкапа Евгения Михайловна.

2004 год -  Шедько Ольга Михайловна.

 2007 год -  Тугарева Юлия Юрьевна.

2009 год -  Михалина Анастасия Игоревна.

2011 год -   Бабажанов Захиджан Заирбаевич, Геращенков Андрей Александрович, Хворостинина Вера Александровна.

2012 год -  Трушина Юлия Владимировна.

2013 год -  Гаврилова Кристина Денисовна.

33 выпускника были награждены серебряными медалями:

 1968 год -  Зеричева Татьяна, Максименкова Татьяна, Чувина Ольга.

1986 год -  Понамарёва Татьяна Анатольевна, Лыскова Татьяна Васильевна.

1987 год -  Барсукова Ирина Сергеевна.

1991 год -  Баранова Татьяна Николаевна.

1996 год -  Бабченко  Константин Витальевич, Шурыгина Ольга Николаевна.

1997 год -  Макурин Юрий Юрьевич, Максименкова Олеся Владимировна.

1998 год -  Вавулина Елена Викторовна, Усова Светлана Сергеевна.

2000 год -  Нехитрова Анастасия Николаевна.

2001 год -  Джем Иван Александрович, Шлыкова  Марина Николаевна.

2002 год -  Борисенкова Олеся Владимировна, Колесников Олег Валерьевич, Новикова Людмила Викторовна, Рыбакова Юлия Владимировна.

2003 год -  Груздева Наталья Александровна, Поляков Олег Валерьевич.

2004 год -  Чувина Екатерина Николаевна, Чувина Ирина Сергеевна, Чувина Ольга Владимировна, Попова Ирина  Андреевна.

2005 год -  Ершова Марина Александровна.

2007 год -  Рыбакова Виктория Владимировна.

2011 год -  Скробова Валентина Борисовна.

2013 год -  Дятлов Роман Сергеевич, Марина Ксения Владимировна, Рыжиченко Антон Иванович, Сологуб Ирина Дмитриевна.                                            

Результатом сотрудничества всех участников образовательного процесса явилась  победа школы в 2007 году во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Школа удостоена  Гранта Президента РФ в приоритетном национальном проекте «Образование». В рейтинге сельских образовательных учреждений Брянской области, ставших победителями, школа заняла 1 место.

С  2009 года Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н.И. Чувина по представлению департамента образования Брянской области ежегодно включается в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

В апреле 2012 года на педагогическом совете школы утверждена Программа функционирования и развития школы на 2012-2017 годы, в которой чётко выделены 2 линии:

1.  Линия функционирования, которая позволит коллективу соблюсти принцип преемственности, целесообразности, сохранить, углубить и приумножить то, что наработано в минувший период, стабилизировать инновационные процессы.

2.  Линия развития. Она будет направлена на реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  послания Президента России Федеральному Собранию 30.11.2010 г., основных положений доклада «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», внедрение новых государственных федеральных образовательных стандартов  (ФГОС ).

Приоритетные направления деятельности школы, таким образом, определены в соответствии с политикой в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях:

1. Обновление содержания образования. Переход на новое поколение образовательных стандартов.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

3. Совершенствование учительского корпуса.

4. Изменение школьной инфраструктуры.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

6. Расширение самостоятельности школ.

7. Патриотическое воспитание (в свете Послания Президента РФ Федеральному Собранию 30.11.2010 года).

Коллектив хорошо осознает, что развитие школы осуществляется через инновационные процессы, поэтому выбирает четыре пути обновления школы:

1) развитие своего собственного опыта по созданию адаптивной школы;

2) заимствование опыта работы центра образования № 109 г. Москвы (теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы);

3) освоение научных разработок по актуальным вопросам педагогики и психологии;

4) творческий поиск, опытная работа по созданию нового педагогического опыта (возможен эксперимент).

В работе школы на современном этапе можно выделить три основных направления, которые подчеркивают ее индивидуальность, её лицо: опытническое, краеведческое, «Школа безопасности»

В школе имеется учебно-опытный участок – предмет особой гордости всех участников УВП, являющийся визитной карточкой школы, зелёной лабораторией под открытым небом. Здесь ребята проверяют и закрепляют полученные  на уроках знания о биологических особенностях и агротехнике выращивания различных сельскохозяйственных культур. Проводят наблюдения за фазами развития растения от семени и до семени. Приобретают трудовые навыки, необходимые садоводу и огороднику.

Люди разных возрастов, профессий, должностей побывали в этом зелёном царстве, и никто не остался равнодушным  к красоте и изобилию плодов, цветов, трав, деревьев ценных пород, чистоте и порядку. У всех вызывает восхищение видовое разнообразие отделов пришкольного участка: овощного, где учащиеся 5-6 классов выращивают лук, огурцы, свёклу, капусту, томаты, закладывая при этом опыты различной тематики; полевого отдела с четырехпольным оборотом, на котором учащиеся проводят опытно-экспериментальную работу с полевыми растениями. В отделе лекарственных растений можно найти зверобой, чабрец, череду, подорожник, пустырник, лаконос, ландыш, эхинацею и многие другие. Есть дендрарий, где растут редкие породы деревьев и кустарников: орех манчжурский, шелковица, грецкий орех, кедр, уксусное дерево, ель голубая, туя, пихта, самшит, айва, жимолость…

Кроме названных отделов, на участке расположены: производственный отдел, отдел начальных классов, цветочно-декоративный, коллекционный, семенной, питомник, защищённый грунт (парник), плодово-ягодный сад, цветочные часы, зелёный класс, альпийская горка.

В декабре 1990 г. по итогам Всероссийского смотра учебно-опытных участков школе присуждена II премия Министерства образования РСФСР — набор инвентаря, оборудования, приборов, реактивов, удобрений, необходимых для проведения опытно-экспериментальной работы.

В ноябре 1991 г. за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР Главный комитет ВДНХ СССР наградил заведующую учебно-опытным участком школы Торикову С.Н. серебряной медалью выставки, а звеньевых Сарычеву Ольгу и Крендюкову Ирину медалями юных участников выставки.

В 2007 году школа стала победителем Всероссийской выставки «Юннат-2007» в номинации «Овощеводство».

Учебно-опытный участок школы ежегодно признаётся лучшим в смотрах участков района и области. Так, в октябре 2013 г. участок в очередной раз стал победителем областного конкурса учебно-опытных участков и награжден грамотой департамента общего и профессионального образования области. В этом немалая заслуга  таких учеников, как Бобкова Анастасия, Зыкунова Виктория, Андрюшин Евгениев, Дурманова Анастасия, Вафин Денис, Журавлева Елизавета,  Волченкова Владислава, Цвилева Ольга, Куриленко Ольга, Дроздовы Елена, Константин, Николай и многие другие.

Более четверти века участком руководила Торикова С.Н., Заслуженный учитель РФ, отличник просвещения, почетный гражданин Брянского района, педагог, награждённый медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В сентябре 2010 года Софья Никитична отметила свое 80-летие и ушла на заслуженный отдых.

Сегодня  заведует учебно-опытным участком, руководит всей опытно-экспериментальной работой на нём и активно занимается выращиванием редких  растений Трушина Татьяна Владимирона — достойная  преемница Ториковой С.Н., три года стажировавшаяся у ушедшего мастера. Она полна интересных идей, которые бы желала воплотить в жизнь школы и села.

Летом школа утопает в цветах, и в этом большая заслуга Т.В. Трушиной Такая красота остается до самых холодов, растения цветут даже тогда, когда выпадет первый снег.

Прекрасной школой воспитания гражданственности является краеведение. И не только потому, что оно учит людей любить родные места. Оно побуждает интересоваться историей, искусством, литературой, помогает понять связь, единство родного края с историей всей страны, почувствовать причастность к ней каждого человека, каждой семьи. Краеведческая работа стала составной частью патриотического воспитания в школе. Большое значение в ней имеет школьный историко-краеведческий музей, являющийся одним из лучших в области.

 

М.Я. ШЕМЕТОВ,

Заслуженный учитель РФ, Почетный гражданин

Брянского района,

директор Супоневской школы №1 с 1984 по 2013 гг.

 

(Продолжение следует)

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!