Всё дальше отделяет нас время от событий Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся очевидцев этих событий. Сохранить историю героического прошлого, передать её подрастающему поколению, содействовать формированию у них нравственного и физического здоровья – задача сегодняшнего дня. Находясь в поиске новых форм работы, коллектив Стекляннодадицкого ПКДЦ совместно с сельской библиотекой впервые в своей практике предложил молодёжи беговую экскурсию «По партизанской тропе», которая прошла в день «Партизан и подпольщиков». Накануне была разработана маршрутная карта. Стартовали участники беговой экскурсии от мемориала, предварительно познакомившись с историей его создания. Также участники бега изучили карту-план довоенного посёлка, которую передала председатель Совета ветеранов войны и труда Стекляннорадицкой сельской администрации, бывшая малолетняя узница Ж.М. Латышева.
При рассмотрении плана расположения улиц, казарм, складских помещений стало понятно, как передвигались партизаны по Стеклянной Радице, когда пришли из леса, чтобы встретиться с жителями, как и где произошёл бой с фашистами в мае 1942 года. Этот маршрут с волнением в душе был успешно преодолён: от мемориала путь пролегал по улице Комсомольской к кладбищу, где разыгрались самые трагические события того времени, о которых рассказал житель д. Пастушье Стекдляннорадицкого сельсовета К.С. Тихоненков в своей книге «Записки партизанского комиссара»: «… Пришла пора собирания воедино, в один кулак всех партизан – районников, координации ударов по врагу. В урочище Губино болото (Стеклянная Радица), недалеко от железной дороги, идущей на Москву через Сухиничи, обосновалась группа партизан из местных жителей, которой командует Василий Ильич Векшин – лейтенант из военных. Ромашин, как секретарь подпольного райкома, принял решение послать в группу Векшина Петра Тихоненкова и своего заместителя по хозчасти Алексея. Через них он поручал Стеклянно-Радицкой группе установить тесный контакт с сельцовцами. Командирам этих групп предписывалось выслать сюда, под Зайцевы Дворы, связных для подробного доклада об обстановке и ближайших намерениях. Предполагалось на основе этих данных спланировать наши объединённые действия в недалёком будущем.
Писарев стоял за выход под рабочий посёлок Сельцо через Стеклянную Радицу. Там объединив силы двух других районных партизанских групп, активизировать диверсионные действия на железных дорогах Брянск – Москва, Брянск – Рославль и других коммуникациях оккупантов. Получив распоряжение, командиры групп сразу же стали готовить людей к переходу. Путь предстоит почти сорокакилометровый. К исходу второй ночи отряд вышел к железной дороге между разъездами Козёлкино и селом Ботагово. Лишь перед самым рассветом нам удалось незаметно совершить бросок через железную дорогу. Замыкали колонну минёры. Они заложили под рельсы взрывчатку и заровняли следы на насыпи. Вскоре отряд достиг урочища Губино болото – места стоянки роты Векшина… К вечеру следующего дня мы вместе с разведчиком Иваном Лесиным и девушкой из Стеклянной Радицы партизанкой Ларисой Куликовой пришли в посёлок. Дворов в нём более трёхсот. В центре посёлка жила мать связной роты Векшина Лидии Панковой. Сюда мы и зашли. Собрались к ней в дом десятка два стариков и женщин. Разговор вели душевный: и о делах, складывающихся в нашем районе, и о положении на фронте. Старики пожаловались, что какая-то вооружённая группа бандитов образовалась, по ночам население грабят… Шёл первый час ночи. Мы собирались уходить в отряд. Лес уже метрах в тридцати за глубоким оврагом. Утреннюю тишину разорвала дробь пулемёта. Пули засвистели над нами. Гонченков, шедший сзади, сразу же был сражён. Очередь пришлась ему по лицу. Лесин ранен….
Я выхватил из сумки моток чистой материи, намереваясь перевязать ногу Ивана Лесина.
— Братцы. Дорогие мои, Михаил Петрович, уходите, отряд погибает, — тяжело и прерывисто дыша выпалил Иван Лесин, — я ранен, мне не уйти, но отход вам прикрою…
— Боюсь это, Иван, погибнем вместе, — отрезал Ромашин, — пустив в сторону врагов короткую очередь из автомата.
— Костя, веди их, они не знают куда идти. Веди! – с усилием приподнялся на руках Лесин и в ту же секунду сник. Вражеская пуля пронзила голову нашего отважного друга и врезалась в толстый еловый кряж рядом с моим локтем.
— Иван! Иван! – потряс я товарища, но он был мёртв…
«Эх, гады!» — Писарев со злостью швырнул гранату в бегущих к нам гитлеровцев. Вслед за её взрывом возникла короткая пауза. Воспользовавшись замешательством немцев, мы подхватились. Бежим не к лесу, а обратно, в сторону Стеклянной Радицы. Немцы строчат из автоматов. Пули будто осиный рой сопровождают нас, но пока, к счастью, мимо. Короткими очередями огрызаемся и несёмся во весь дух, через мягкий картофельник к кладбищу. Осталось до него, как говорится, рукой подать, и вдруг оттуда прямо в упор ударил ещё один вражеский пулемёт. Пули врезаются в землю перед самыми сапогами, вздымая веером маленькие фонтанчики земли: «По ногам бьют, живьём взять хотят», — мелькнула подсознательно мысль. Мы с ходу, не останавливаясь, выпустили по короткой очереди в сторону пулемёта и бросились мимо кладбища, к подступившему к посёлку лесу… Наконец, низкорослый кустарник опушки – лес! Пробежав с полкилометра вглубь густого молодого сосняка и березняка, мы остановились на минуту отдышаться. Прислушались: вроде бы тихо, никто за нами не гонится, но стрельба в деревне не утихает.
— Куда теперь, Костя? – часто дыша, с усилием выговорил Ромашин.
Мы пошли в сторону посёлка Рублино. Заходить в деревушку опасно. Мы обогнули её с правой стороны и перелеском вышли к большаку между деревнями Пастушье и Батагово. Отсюда до Губина болота близко. В расположение отряда пришли, когда солнце висело над лесом….».
Прослушав рассказ, участники беговой экскурсии посетили на кладбище братскую могилу, почтили память погибших минутой молчания. В списке на мемориальной доске 39 фамилий. Жертвами палачей были целые семьи: семья Алёшиных — 3 человека, Семья Векшиных – 3 человека, семья Куликовых – 3 человека, семья Акишонковых – 4 человека, семья Саврухиных — 5 человек. Далее маршрут пролегал к памятнику Ивану Лесину и Алексею Гонченкову, партизанам-односельчанам, погибших в этом неравном бою. Финишировали участники беговой экскурсии у сквера Памяти и Славы.
Уходя, многие молчали, о чём они думали? О героях войны, о детях, которые принимали участие в сражениях наряду со взрослыми, голодали, о подвигах, которые совершали люди во имя своей Родины. Но каждый из них запомнит это событие надолго. Проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию — прочный фундамент для формирования духовно-нравственных ценностей, чувства любви к Родине, уважения культурного и исторического прошлого, настоящего и будущего России.
Е.А. Шеламкова,
заведующая Стекляннорадицким ПКДЦ.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!