Тревожная весна 1986 года хорошо запомнилась Александру Беломерову из деревни Дубровки Новодарковичского поселения. Она была не похожа на другие вёсны его молодой, наполненной земными радостями жизни. Тогда, 26 апреля, случилась авария на Чернобыльской АЭС. Впервые на нашей планете произошла техногенная катастрофа такого масштаба. И нависшая над человечеством опасность попросту не в полной мере осознавалась. Для этого не хватало видимых вещей, ощущений. И вот, когда начали распускаться листья на деревьях, лужи обильно покрыл жёлто-зелёный налёт пыльцы. Связано ли это с радиацией, никто не мог сказать. Но мысль у многих такая появилась. Конечно же, всё это ерунда, считал тогда и думает сейчас Александр Иванович. Он знает даже, какой вкус у таящей болезни и смерть невидимки. Чернобыль его не обошёл стороной.

К тому времени Беломеров отслужил в армии. Военную специальность — механик-водитель гусеничного минного заградителя — получил в учебке. В период службы побывал на учениях в Грузии, Азербайджане, Армении — интересная была служба. А когда демобилизовался в 1982 году, стал работать водителем в автотранспортном объединении. По тем критериям молодой человек считался сознательным рабочим.

Год прошёл после аварии на станции. И вот в июле 1987 года, ночью, приносят ему повестку, в которой указано, что он должен явиться в свой райвоенкомат. Там узнал, для чего так спешно его мобилизовали. Для ликвидации последствий на ЧАЭС. Отказаться, конечно же, не мог — партбилет делал это невозможным. И вовсе не из карьерных соображений. Не мог переступить через свои убеждения.

До места добирались через Орёл, Курск, Киев. Запомнил, что в Орле в это время как раз проходил народный праздник. В Курске резервистов переодели в военную форму. Рядовому на тот момент Беломерову досталась «афганка» с офицерской кокардой. В Киеве на привокзальной площади было полно таксистов, которые предлагали водку «Андроповку».        

В рядовых, впрочем, ему недолго довелось ходить. По прибытии на место его назначили командиром отделения и присвоили звание сержанта.

Ликвидаторы находились на расстоянии 30 километров от станции. Жили в палатках. Там была столовая, которая служила и концертным залом. В подчинении Беломерова было восемь ЗИЛов с тентами, оборудованных для перевозки людей, которые доставлялись на повреждённый реактор и там развозились по объектам.

Машины парковались на «чистой» стоянке, до санпропускника. Те же, кому нужно было выполнять работу в «грязной» зоне, там переодевались. Назад проходили через санпропускник и снова переодевались. Когда возвращались за тридцатикилометровую зону, на отметке 10 километров машины тщательно мылись в специальных пунктах обработки. 

В конце дня, перед сном, у водителей забирали имеющиеся у них дозиметры и на построении объявляли полученную каждым дозу радиации. Эти сведения записывались в специальную тетрадь. В период с 15 июля по 7 сентября 1987 года — за неполные два месяца — Александр Иванович сделал 40 «ходок в зону» и получил дозу облучения 9,54 рентген.

Какой у радиации вкус, Беломеров узнал в первый рейс, когда решил убраться в машине и походить по объекту. После этого ему захотелось попить. Попытался утолить жажду, но не смог этого сделать. А когда всё-таки глоток сделал, его затошнило и закружилась голова. 

Территория, где находились люди, усиленно дезодорировалась. Отчего в воздухе ощущался сильный запах йода и ещё чего-то, связанного с медициной. Он постоянно ощущался во рту. Все носили на лице марлевые маски, через которые дышали даже во время сна. Если в начале командировки через маску дышалось ещё легко, рассказывал ликвидатор, то в конце, поносив маску некоторое время, он ощущал нехватку воздуха, начинал задыхаться. Это полученные рентгены давали о себе знать.

Страдали от радиации не только люди, но и растения. Особенно сосны, ставшие огненно-рыжими. Ликвидаторы сложили песню на популярную мелодию, переиначив слова: «Уеду срочно я из этих мест, где от радиации весь рыжий лес…»

Весь Союз принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. И прибалты, и украинцы, и из других республик. Это был ударный труд. Ценой своего здоровья, а некоторые и жизни, они предотвратили ещё большую беду, которая могла бы произойти. Поэтому эти люди — настоящие герои. Александр Иванович — один из них. За свой подвиг он был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Александр КАЗАКОВ.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!