(Продолжение. Начало в № 51 от 6.06.2014 г.)

Водоворотом событий захлестнули 30-е годы. Чем жила в то время страна? Газеты пестрели заголовками: «Челюскинцы спасены!», «Ура — героям!», «Чкалов — прорыв через облака!» И, конечно же, молодёжь, рвущаяся в небо, а ещё — нормы ГТО. Именно тогда тимоновский мальчик Коля Чувин утвердился в мечте стать летчиком.

В 1934 году на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.), в котором, в частности, была поставлена задача о всеобщем образовании в объёме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки.

Таким образом, в 1934 году Супоневская начальная школа стала Супоневской неполной средней школой (1-7 классы). Директором её был назначен в 1935 году Синайский Сергей Вениаминович, вместе с которым приехала его жена Елизавета Алексеевна, преподававшая, как и он, русский язык и литературу.

С.В. Синайский родился  в семье церковного служащего в Карачеве, там же окончил педагогическое училище. Высшее образование получил в Смоленском пединституте. В начале войны Синайские эвакуировались в Поволжье. Сергей Вениаминович не воевал, был инвалидом по зрению.

1941 год. Великая Отечественная война обрушилась невиданным потрясением, ревущим смерчем. Она ворвалась в дома мирных жителей и почти каждого коснулась своей черной лапой. Всё ломалось, крушилось, плавилось в её яростном огне: и завтрашний день, и мечты, и вся жизнь. Более 600 выпускников Супоневской школы разных поколений сражались с врагом на разных фронтах, участвуя в решающих сражениях под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, в Белоруссии и на Кавказе, в штурме Кенигсберга и Берлина.

6 октября 1941 года село было оккупировано немецко-фашистскими захватчиками. В здании школы, обнесённом по периметру колючей проволокой и охраняемом автоматчиками, немцы разместили кухню и солдатскую столовую. Оккупация села длилась почти два года.

Супонево, как и г. Брянск, было освобождено  от немцев 17 сентября 1943 года. Натиск советских войск был таким мощным и, по-видимому, неожиданным, что, отступая, немцы не успели поджечь школьное здание, как они обычно поступали с социально значимыми объектами.

Через несколько дней после изгнания фашистов село облетела жуткая весть: за Десной, в лесу, женщины, пришедшие туда, чтобы заготовить на зиму грибов, обнаружили обезображенные трупы зверски казнённых юношей. Все шестеро были раздеты и изуродованы, у всех были вывернуты руки, отрезаны уши, выколоты глаза, у некоторых на груди были вырезаны пятиконечные звёзды… В растерзанных телах узнали  Поликарпова Евгения, братьев Артамоновых — Александра и Михаила, Будаева Александра, Сочинского Михаила и Сорокина Петра. Ребята искали партизан, но столкнулись с немецкими карателями, которые подвергли их чудовищным пыткам. Похоронены юные патриоты в братской могиле на территории сельской церкви в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Все они учились до войны в Супоневской школе.

В победном 1945 году домой вернулись 302 солдата и офицера. Навсегда остались на  полях сражений  той страшной, кровопролитной войны 312 жителей села — каждый второй из ушедших на фронт. Выпускники школы героически погибали в сражениях под Ельней и Новороссийском, на Курской дуге и при форсировании Днепра, при взятии Берлина и Праги… Война явилась суровым испытанием для них, самым строгим экзаменатором их морального духа, идейной зрелости и стойкости. Это был самый главный экзамен, который был выдержан с честью.

После освобождения Брянщины от фашистской оккупации Синайские вернулись на родину. С1943 по1946 г.г. (время очень трудное: многие школы были разрушены или сожжены, катастрофически не хватало учителей) глава семьи, в которой росли две дочери, работал заведующим Брянским РОНО. Обязанности директора школы в этот период исполняла завуч Варвара Петровна Корхова, затем снова — до1951 года, до перевода на работу в Пальцовскую школу — Синайский С.В. возглавлял Супоневскую семилетку.

Зимой 1943-1944 учебного года, как вспоминают старожилы села, в школе было холодно. Дрова для печного отопления дети заготавливали сами. В каждом классе стояла печь  «голландка», которую необходимо было топить в течение ночи. Для этого приказом директора школы назначались дежурные из числа техработников. Но нагреть помещение сырыми дровами было трудно, поэтому дети на уроках часто сидели одетые.

В классах обучались дети разного возраста. Писали на газетах и старых книгах. Чернила ученики тоже делали сами, смешивая сажу с молоком. Вместо ручек использовали деревянные палочки, к которым приделывали перья. Занятия проходили в две смены.

В 1946 году школе было передано здание народного дома (сегодня это бывший поссовет, ул. Московская, 262), в котором после проведённых перепланировки и ремонта (во время оккупации в нём находился солдатский клуб) могли заниматься в две смены восемь классов, что было крайне важно, поскольку прерванная войной учёба привела к тому, что после освобождения области от фашистских захватчиков в 1 класс пришли сразу дети семи, восьми и девяти лет. С введением в эксплуатацию второго учебного здания отпала необходимость проводить занятия в домах жителей села.

Все годы Супоневская школа шла в ногу со временем, отзывалась на новшества, укрепляла свои традиции, воспитывала детей в духе гражданственности и патриотизма.

Основной постулат, которого всегда придерживался педагогический коллектив  школы — это уважение к личности ребенка и использование возможностей школы и учителя максимальной степени с опорой на лучшие качества учеников.

Входили в классы учителя, «добрые, злые и никакие», «одни – как в клетку, другие – как в храм». Учили. Творили. Вдохновляли. Оставляли неизгладимый след в умах и душах своих воспитанников.

В  школьном историко-краеведческом музее на фотографии, датированной 1 сентября 1950 года, мы видим лица этих учителей: Александр Фёдорович Миронов (математик), Филипп Яковлевич Плещенков (историк), Варвара Петровна Корхова (завуч, словесник), Фомина Валентина Федоровна (словесник), Дагаева Нина Николаевна, Архангельская Юлия Николаевна, Витушкина Прасковья Семёновна (все — начальные классы), Логинова Вера Алексеевна (начальные классы,немецкий язык), Кривцова Мария Алексеевна (немецкий), Тягунов Андриан Федорович (географ),  Зайцева Наталья Фёдоровна (математик), Смирнова Евгения Александровна, Анна Афанасьевна Неврова, Евдокия Демьяновна Перепечко, Нина Ивановна Рыбкина (все — начальные классы), Павлов Евгений Михайлович (немецкий язык), Екатерина Никифоровна Рыженкова (словесник), Елена Ивановна Павлова, Витушкина Аза Николаевна (начальные классы), Синайская Елизавета Алексеевна (словесник), Нина Ефимовна Гончарова (биолог), Погарская Екатерина Кондратьевна (математик), Буглаев Василий Фёдорович (физик).

Выпускник 1949 года Сюрин Николай Михайлович, инженер по образованию, проживающий сегодня в г. Белгород, в своем письме, которое находится в школьном историко-краеведческом музее, пишет: «Не скрою, моя особая любовь и признательность – Варваре Петровне Корховой. В день лета 1949 года, когда я должен был пойти в Брянск сдавать документы в техникум (такое решение было принято на семейном совете), к матери пришла Варвара Петровна, как оказалось, с конвертом денег, в котором было 5 самых крупных купюр, красных «тридцаток», и уговорила маму во что бы то ни стало позволить мне пойти в восьмой класс средней школы Брянска. Учительница убедила мою мать, что мне обязательно нужно получить высшее образование. А деньги, 150 рублей, нужно было заплатить за год обучения в средней школе. Варвара Петровна сыграла решающую роль в моей судьбе… А Плещенков Филипп Яковлевич! Знал бы он, что его ученик спустя полвека и даже больше сядет писать книгу по истории! Он, учитель истории, привил неподдельную любовь к своему предмету, который излагал как историческую повесть, хотелось его слушать и слушать. Высылаю своей любимой школе свою книгу «Знаменитые личности и события древности».

В 50-е годы пришли в школу и посвятили ей всю свою жизнь Владимир Васильевич Качанов (физкультура, физика, завуч), Павел Максимович Воробьёв (историк, основатель музея), супруги Протопоповы — Николай Михайлович (словесник, географ, завуч) и Вера Васильевна (словесник), Татьяна Власовна Белоус (математик), Грядунова Антонина Васильевна (математик), Быков Виталий Павлович (физкультура, рисование, история), Трушина Раиса Егоровна (словесник).

С 1951 по 1953 год директором школы работала Валентина Фёдоровна Фомина, талантливая, требовательная, руководившая впоследствии Брянским РОНО.

С 1953 по 1955 год возглавлял коллектив школы Лебедев Александр Александрович. Несколько месяцев директором школы был Татуйко Анатолий Алексеевич.

Просматривая документы тех лет, убеждаешься в том, что частая смена директоров не могла не отразиться негативно на качестве учебно-воспитательного процесса в школе: резко увеличилось количество второгодников, участились случаи отсева учащихся, возросло количество уроков, пропущенных без уважительной причины, ухудшилась дисциплина.

В 1956 году директором школы был назначен участник войны 46-летний Новиков Исаак Ильич. Человек опытный, деятельный, он всегда был в курсе всего нового в народном образовании.

Сложные задачи решались педагогическим коллективом в переломные в народном образовании 60-е годы: переход к всеобщему восьмилетнему образованию, укрепление связи школы с жизнью и с производством, борьба с массовым второгодничеством и отсевом, дефицит кадров.

Благодаря настойчивости и инициативе Новикова И.И. в 1961 году было начато, а в 1964 году сдано в эксплуатацию типовое трехэтажное здание школы на 525 ученических мест со спортзалом, актовым залом и мастерскими, Супоневская восьмилетняя школа решением исполкома Брянского областного (сельского) Совета народных депутатов от 3 августа 1964 года № 426 была реорганизована в Супоневскую среднюю трудовую политехническую школу с производственным обучением, что стало мощным стимулом повышения образовательного уровня не только жителей Супоневского сельского Совета, но и других территорий.

Для школы начался новый период её истории. Июнь — август 1964 года были напряжёнными месяцами работы коллектиава по оформлению школы. Помнят бывшие ученики и учителя, как переехали в новое здание 14 октября 1964 года. Все восхищались просторными светлыми кабинетами химии, физики, спортзалом. В этом году самыми старшими были девятиклассники. Первый выпуск  состоялся только в 1966 году. Выпускников было 51 человек. Наряду с аттестатами о среднем образовании им вручали квалификационные свидетельства о получении одной из профессий – швея, тракторист, водитель 3 класса.

Классы / группы вечернего (заочного) обучения были открыты в 1966 году не только в школе, но и в её двух филиалах (консультпунктах) -  при Добрунской и Октябрьской восьмилетних школах. Первый выпуск вечерников состоялся только через три года, в 1969 году, так как продолжительность обучения для этой категории учащихся увеличена на один год. За прошедшие 45 лет аттестаты о среднем полном образовании без отрыва от производства получили 684 человека.

В школе была создана ученическая производственная бригада, за которой были закреплены поля добрунского колхоза «Культура», преобразованного в сентябре 1965 года в совхоз. Учащиеся в этом хозяйстве проходили практику. Весной пахали, сеяли свёклу, сажали капусту, летом жили в лагере труда и отдыха, занимались в основном прополкой овощных культур, осенью убирали выращенный урожай. Старались всё делать своими руками. Производственная бригада принимала участие в районной выставке достижений народного хозяйства и областном слете ученических бригад, где обменивались опытом работы. Руководителем бригады была Говорова А.И.

Выпускники школы тех лет вспоминают, что в 1964 году при школе была создана кролиководческая ферма, и учащиеся с большим желанием и интересом ухаживали за животными. Ответственным за её работу был назначен завуч Качанов В.В. Бригадирами кролиководов были ученики. В 1967 году руководство фермой передали Масловой Клавдии Григорьевне, биологу школы. Кролики велись хорошо (до 200 штук за сезон), каждый год проходила реализация мяса и меха, а вырученные деньги шли на специальный счет школы, которым распоряжался комитет ВЛКСМ совместно с ученическим комитетом.

Кролиководческая ферма просуществовала до 1968 года.

Большим событием в культурной жизни школы стало создание замечательного вокально-инструментального ансамбля, у истоков которого стояли учащиеся Макаров Яков (его сами музыканты называют идейным организатором), Тонконогов Александр, Треногин Вячеслав, Литвинов Леонид, Протопопов Юрий, Борисенков Валерий, Дробышевский Михаил, Зубачёв Владимир. Выступлений юных музыкантов очень ждали на различных мероприятиях  и  школьных вечерах.

Все, кто работал в те годы, помнят дружный, сплоченный педагогический коллектив, где и молодые, и более опытные учителя были одной семьей. А хороший моральный климат в коллективе помогал в непростой работе учителя.

В это время в школе продолжали работать педагоги, влюбленные в свое дело. Павлов Е.М. — учитель немецкого языка, председатель профкома, любимец и кумир учеников, оптимист, жизнелюб. Воробьёв П.М. — историк, основатель школьного историко-краеведческого музея, краевед, активно сотрудничавший с районной газетой «Деснянская правда», руководивший  поисковой работой учащихся. Протопопов Н.М. — завуч, родился в семье священника, высоко образованный, порядочный, деликатный, жизнерадостный человек, прекрасный собеседник, обладающий тончайшим чувством юмора. Качанов В.В. — физик, завуч, человек покладистый, незлобный, влюблённый в дело, которому служил до последней минуты жизни. Умер Владимир Васильевич 14 января 1977 года в лаборантской кабинета физики, созданного им и его учениками. Артамошина П.А. — учитель начальных классов, а затем русского языка и литературы, врождённый психолог, безошибочно определяющий путь к сердцу любого ученика, по-матерински заботливая и милосердная, она мастерски создавала ситуацию успеха для каждого ученика. Михайлова Н.Е. — учитель русского языка и литературы, требовательный, но справедливый педагог, отличительными чертами которого являлись доброжелательность, интеллигентность, способность на протяжении всего урока поддерживать хорошую дисциплину даже в проблемных классах, в которых учились переростки-воспитанники Супоневского детского дома, располагавшегося на территории Свенского монастыря.

М.Я. ШЕМЕТОВ,

Заслуженный учитель РФ, Почетный гражданин

Брянского района,

директор Супоневской школы №1 с 1984 по 2013 гг.

(Продолжение следует)

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!