ВЫСТОЯЛИ И ПОБЕДИЛИ!

…В восемнадцать лет Василий Фомич Андрюшин был призван в армию. Его зенитно-артиллерийский полк дислоцировался недалеко от Минска. Новобранцы уже начали понемногу привыкать к ранним подъёмам, строевой и политической подготовке. Они пока ещё не успели соскучиться по дому, но гражданская жизнь снилась по ночам. И молодые люди очень обрадовались, когда командир пообещал: если рота хорошо покажет себя во время учений, повести в театр особо отличившихся.

Учение предстояло серьёзное. Военная часть получила новые пушки, кое-какие приборы наведения, и солдаты должны были показать в условном бою умение владеть этим оружием.

Командиры отдавали приказы, небо озарялось ракетами. Учение продолжалось уже несколько часов, но  было что-то не так, как обычно. Чем-то был озабочен командный состав. Определённо чувствовалось замешательство. Просочилась информация: столица Белоруссии подверглась массированной бомбардировке. Ещё некоторое время вопросы: «Что это? Где и кто враг?» — висели в воздухе. Только после официального заявления правительства стало ясно, что началась война с фашистской Германией.

Так Андрюшин с первых дней войны оказался в районе боевых действий. Командование 188-го зенитно-артиллерийского полка получило приказ перебазироваться под Смоленск и удерживать переправы через Днепр. Это было время кровопролитных боёв и отступления Красной Армии. Под шквальным огнём противника невозможно было даже голову поднять, не то что совершать какие-либо манёвры. Но зенитчики смело устремлялись в бой, преодолевая ползком последние пятьсот метров до переправы, окапывались и держались до тех пор, пока не получили приказ покинуть занимаемую позицию.

В бою на Днепре Василий Андрюшин был первый раз ранен. Госпиталь находился в Вязьме. Раненых погрузили в товарный состав и повезли на восток. Однако поезд двигался не так быстро, как немецкие самолёты. Стало опасно и в Вязьме. Госпитали переводили вглубь страны. Так израненный Андрюшин побывал и в Москве, и в  Муроме, и в Сибири.

Немец рвался к столице. Более-менее подлечившихся солдат выписывали из госпиталя и отправляли на фронт. Василия Андрюшина зачислили в училище, которое готовило младших лейтенантов. Через два месяца он опять был в строю.

Вот что рассказывал ветеран о боях на Курской дуге: «Тогда никто не думал о своём спасении. Мы вспоминали  только о том, что за нами Москва, наши жёны, дети, родители. Кто, кроме нас?

Я снова был ранен…».

После госпиталя требовалось укрепить здоровье, но ехать было некуда: семья разбросана по всей стране. Только после войны родственники смогли собраться вместе у одного очага.

Набравшись сил, В.Ф. Андрюшин вновь вступил в бой, но на этот раз — в бой с разрухой на трудовом фронте. Он поехал на торфоразработки в Пальцо Брянского раойна, работал по 16-20 часов в сутки, освоил необходимые стране рабочие профессии: тракторист, слесарь, экскаваторщик. Никогда и нигде не искал тёплых мест, не отлынивал от трудовых дел.

Василий Фомич Андрюшин награждён орденами Отечественной войны I и II степеней.

Несколько лет назад ветерана не стало. Но память о нем будет всегда хранится в сердцах его детей, внуков и всех  жителей Пальцо.

Нина ЧЕРНОВА.